Не день строителя
В Черноземье выросло число девелоперов-банкротов
За полгода в Черноземье почти на 65% выросло число обанкротившихся строительных компаний, следует из данных «Контур.Фокуса». Также в макрорегионе почти вдвое увеличилось число новых дел о несостоятельности стройфирм. При этом доля компаний в стадии банкротства от общего числа юрлиц в отрасли остается низкой. Эксперты считают, что на динамику повлияла нестабильность на рынке недвижимости, и фиксируют устойчивое положение крупных игроков.
В регионах Черноземья за полгода число обанкротившихся строительных компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 64,71%, с 17 до 28 юрлиц. Это следует из данных аналитиков сервиса для проверки контрагентов «Контур.Фокус». При этом число стройфирм, в отношении которых открыты дела о банкротстве, выросло почти вдвое — с 26 до 47 юрлиц. Доля строительных компаний в стадии банкротства от общего числа компаний остается довольно низкой — 2,84%, однако небольшой рост по сравнению с прошлым годом есть — на 0,49%.
Заметнее всего число банкротств стройфирм выросло в Липецкой области — с 1 до 5 компаний за полгода. Банкротящихся компаний в отрасли здесь тоже стало больше — рост с 1 до 3 юрлиц. Доля стройфирм от всех находящихся в стадии банкротства юрлиц составляет 2,26% (рост на 0,16%). В соседней Курской области число обанкротившихся компаний за полгода также увеличилось — с 1 до 3. Число компаний в стадии банкротства выросло с 1 до 5. Доля банкротящихся фирм от всех юрлиц в отрасли составила 2,27% (рост на 0,08%).
В Белгородской области в этом году признаны банкротами 9 стройкомпаний, год назад их было 5. Количество банкротящихся фирм выросло с 4 до 13. От числа всех юрлиц региона в отрасли это составляет 2,58% (рост на 0,47%). В Воронежской области число компаний-банкротов в строительстве увеличилось с 4 до 7. При этом банкротящихся фирм здесь стало меньше. Год назад было 11, в этом году их 9 — это 2,55% от всех стройфирм в регионе (рост на 0,17%).
Обратная динамика фиксируется в Тамбовской и Орловской областях. В обоих регионах число стройфирм, признанных банкротами, за полгода незначительно снизилось — с 3 до 2 компаний. Но вдвое выросло число компаний в стадии банкротства: в Тамбовской области — с 6 до 11, что составляет 6,1% от всех компаний региона в отрасли (рост на 2,5%), а в Орловской — с 3 до 6. Доля от общего числа стройфирм составила 2,7% (рост на 0,6%).
По данным «Контур.Фокуса», в январе–июне 2024 года число строительных компаний, признанных банкротами, увеличилось по всей России на 12% по сравнению с первым полугодием 2023 года, до 779. Общее число компаний стройиндустрии, находящихся в состоянии банкротства, выросло на 14% за год, до 8,5 тыс., а их доля от общего числа всех зарегистрированных в сегменте компаний — с 2,74 до 3,13%. Также на 12%, до 1,8 тыс., выросло количество организаций, в отношении которых открыты дела о несостоятельности.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что банкротства строительных компаний являются «неотъемлемой частью их цикла существования» из-за высокой долговой нагрузки. «Обычно застройщики берут деньги под залог в банке. Реализуется девелоперский проект в течение двух-трех лет. За это время стоимость жилья на рынке может упасть, а цены на строительные материалы, аренду техники и услуги подрядчиков и субподрядчиков — вырасти, и застройщику приходится привлекать дополнительные средства, наращивать долговое бремя. В итоге это превращается в цикл, в котором застройщик начинает новый проект, стремясь расплатиться со старыми долгами, но при этом долгов неминуемо становится больше. Если на рынке возникает стрессовая ситуация (падает спрос или цены на жилье), значительной части компаний с него приходится просто уйти. А стрессовые ситуации на рынке недвижимости — это норма, и банкротство стройфирм, соответственно, тоже»,— объяснил эксперт.
Господин Жарский предполагает, что «с учетом геополитической обстановки» спрос на недвижимость в приграничных регионах Черноземья «не имеет существенных стимулов для роста». «А если рынок не растет, то вполне логично, что жизненный цикл застройщиков и подрядчиков сокращается»,— добавил эксперт.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев также считает, что на динамику банкротств стройфирм повлияла нестабильная ситуация на рынке. «Снижение спроса на жилье, рост процентных ставок по ипотеке и неопределенность в экономике привели к уменьшению числа новых строительных проектов. Повышение цен на стройматериалы увеличило себестоимость строительства и снизило рентабельность проектов. Дефицит работников в строительной отрасли привел к росту зарплат, что также повысило издержки. В Липецкой области некоторые особенности рынка сделали его более чувствительным к отрицательным факторам. Возможно, в регионе был большой процент проектов, связанных с индивидуальным жилищным строительством, которое более восприимчиво к колебаниям спроса. А в Тамбовской и Орловской областях, вероятно, рынок недвижимости был более стабильным или в этих регионах было меньше строительных проектов»,— сказал господин Деев.
Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков замечает, что на ситуацию могла также повлиять отмена моратория на банкротства осенью 2022 года, а дальнейшее развитие отрасли «остается неопределенным». «Несмотря на поддержку со стороны государства — компенсацию роста цен на стройматериалы при выполнении госконтрактов и моратория на финансовые санкции за нарушение сроков сдачи объектов,— многие компании продолжают испытывать финансовые трудности. Устойчивыми к колебаниям рынка остаются только крупные девелоперы, занимающиеся большими проектами с более стабильным финансированием»,— отметил эксперт.
Егор Якимов