10 фильмов Венецианского кинофестиваля
Выбор Павла Пугачева
28 августа откроется 81-й Венецианский кинофестиваль. В жюри председательствует давняя любимица фестиваля и двукратная обладательница Кубка Вольпи Изабель Юппер. Конкурс, несмотря на громкие имена и шумные премьеры в разгар промокампаний, обещает быть по-своему домашним. Старые песни о самом главном на новый вроде бы лад. Но что ругаться на предсказуемость, когда прежде всего старые знакомые вызывают самый живой интерес? Рассказываем о десяти наиболее ожидаемых фильмах Венеции.
«Комната по соседству»
Педро Альмодовар
К англоязычному полнометражному дебюту Педро Альмодовар подступался долго. Еще в 1980-е ему предлагали поставить голливудский ремейк «Женщин на грани нервного срыва» чуть ли не с Мерил Стрип в главной роли. Не срослось и с недавней попыткой адаптировать роман Лусии Берлин «Руководство для домработниц» с Кейт Бланшетт в главной роли — «перестав чувствовать себя способным полностью реализовать задумку», режиссер покинул проект. С «Комнатой по соседству» все обстоит подозрительно хорошо: это бергманообразная (см. постер, чуть ли не пародирующий «Персону») мелодрама о сложных отношениях матери с дочерью, в которые неким образом вмешивается живущая по соседству подруга. Мать сыграла Тильда Суинтон, подругу — Джулианна Мур, а вот кто будет дочкой — пока что главная интрига. Ходит слух, что скрывают Аню Тейлор-Джой.
«Все совпадения случайны»
Альфонсо Куарон
Представьте, что, читая на ночь триллер в мягкой обложке, вы вдруг начинаете узнавать в главном герое самого себя — буквально. Причем автор знает о вас и такие подробности, какие вы скрываете даже от самых близких. С примерно такой незадачей сталкивается героиня Кейт Бланшетт в новой работе Альфонсо Куарона. Режиссер «Дитя человеческого» и «Ромы» не впервые пробует себя на малом экране (в 2014-м выходил написанный им и спродюсированный Джей Джей Абрамсом, но закрытый после первого сезона мистический экшен-триллер «Верь»), но тут дело, кажется, серьезнее — это стопроцентно авторский проект, а не попытка встроиться в новую для себя индустрию. Куарон тут сам поставил, написал, спродюсировал и смонтировал все семь серий. За камерой — две суперзвезды операторского искусства Эммануэль Любецки и Брюно Дельбоннель, в кадре (помимо Бланшетт) — Саша Барон Коэн, Кевин Клайн, Коди Смит-Макфи.
«Джокер: Безумие на двоих»
Тодд Филлипс
Если «Джокер» был первым «кинокомиксом» (что бы это определение ни значило), получившим «Золотого льва» и официальное признание этого сегмента кинематографа как высокого искусства, то «Джокер: Безумие на двоих» формально имеет шансы стать первым сиквелом кинокомикса с теми же регалиями. И как ни относись к первому фильму, но выглядит все чинно: минула пятилетка (а за такой срок обычно успевают запустить, развить и перезагрузить очередную франшизу), капризный и требовательный Хоакин Феникс вернулся к своей роли, костяк творческой группы плавно перешел с первого фильма на второй. Говорят, это будет мюзикл. Говорят, он соберет больше, чем «Дэдпул и Росомаха», и тем самым станет новым «самым кассовым фильмом в истории кино с рейтингом R». Говорят, это лучшая роль Леди Гаги. Удивит ли тут хоть что-то? Вот это уже вопрос.
«Бруталист»
Брейди Корбет
215-минутная биография вымышленного венгерского архитектора еврейского происхождения Ласло Тота (Эдриен Броуди), пережившего Холокост, эмигрировавшего в Штаты со своей женой (Фелисити Джонс) и после полного разочарования в американской мечте встретившего там загадочного клиента (Гай Пирс), который предложил ему некий дьявольски соблазнительный контракт. Предыдущие два полных метра Корбета — «Детство лидера» (2015) и «Вокс люкс» (2018) — производили впечатление картин простейших смыслов и нарочито вторичных, но впечатляющей выделки, созданных стальной режиссерской рукой. Интересно, как режиссер обойдется без киномузыки Скотта Уокера, которая была важным элементом его предыдущих фильмов. Замену ушедшему из жизни маэстро режиссер нашел в Дэниеле Блумберге — электронщике-импровизаторе, сотрудничавшем с Питером Стриклендом и совмещающем концерты с разнородными арт-инсталляциями.
«Битлджус Битлджус»
Тим Бёртон
Вышедший в 1988-м «Битлджус» стал первым по-настоящему большим успехом Тима Бёртона и его визитной карточкой, а с годами не постарел ни на минуту и не утратил обаяния и энергии. Когда в середине 1990-х сценарий сиквела «Битлджуса» предложили написать Кевину Смиту, тот справедливо заметил: «А зачем тут вообще нужен сиквел?» Вроде бы напрашивавшееся продолжение меняло сценаристов и потенциальных звезд, черновики отправлялись в мусорные ведра, все старели и теряли интерес к проекту. Именно поэтому 36 лет спустя никому особо не нужный фильм кажется прямо-таки необходимым. Меньше всего промоматериалы напоминают ностальгические legacy-сиквелы, и слава богу. Судя по трейлеру, «Битлджус Битлджус» производит впечатление шалости, дуракаваляния, ерундистики — в общем, второго дыхания Бёртона.
«Облако»
Киёси Куросава
Юноша (Масаки Суда), зарабатывающий перепродажей ширпотреба с помощью онлайн-ритейлеров, сталкивается со злом самого разного толка: от бандитов до какой-то всамделишной чертовщины. Может показаться, что автор самых изобретательных j-хорроров («Пульс», «Исцеление») рубежа девяностых-нулевых решил вернуться в родные пенаты. Но, как заметно уже из трейлера и помнится по лучшим его фильмам, в рамках одного жанра Куросаве всегда будет тесно. 69-летний режиссер, выпускающий второй полнометражный (и четвертый, если учесть две короткометражки) фильм за год, в отличной форме и моложе иных молодых.
«Тихая жизнь»
Александрос Авранас
Сергей (Григорий Добрыгин) и Наталья (Чулпан Хаматова) приезжают из России в Швецию с двумя детьми в надежде получить статус беженцев. Им отказывают, после чего одна из дочерей впадает в кому. Фильм греческого режиссера, снявшего хит Венеции-2013 («Госпожа жестокость») и провальный триллер с Джимом Керри («Настоящее преступление»), мог быть совсем другим. В конце 2021-го это была российско-греческая копродукция при поддержке Минкульта РФ под названием «Апатия», вместо беженцев герои были просто эмигрантами, а главные роли должны были сыграть Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. С тех пор многое изменилось.
«Мария»
Пабло Ларраин
Хроника последних дней Марии Каллас. Париж, 1977-й. Потерявшая голос, тяжело больная, оперная дива больше не выступает и живет практически затворнической жизнью, сидя на тяжелых седативных препаратах. В главной роли Анджелина Джоли, внешне не особо похожая на Каллас. Но это не проблема для чилийского режиссера Пабло Ларраина, уже сделавшего Жаклин Кеннеди из Натали Портман («Джеки») и принцессу Диану из Кристен Стюарт («Спенсер»). Пока авторы тенденциозных байопиков накладывают на маститых артистов килограммы пластического грима, Ларраин находит угол, с которого не сразу придет в голову посмотреть на культовую персону, про которую вроде бы все понятно.
«Апрель»
Деа Кулумбегашвили
Акушерка из грузинской деревни подпольно делает аборты, что приводит к судебному разбирательству. «Апрель» — второй фильм Деа Кулумбегашвили, грузинки, родившейся в Орле и учившейся в США. Четыре года назад на фестивале в Сан-Себастьяне прогремел ее полнометражный дебют «Начало», получивший четыре награды, включая главный приз. Председательствовавший тогда в жюри Лука Гуаданьино впечатлился настолько, что взял оператора «Начала» Арсения Хачатуряна снимать два своих фильма подряд. Драма про женщину, живущую в общине иеговистов, тогда напомнила критикам одновременно работы Карлоса Рейгадаса, Шанталь Акерман и Тенгиза Абуладзе — то было яркое и самобытное кино, одновременно продолжающее словно бы прерванную традицию грузинского поэтического кино и вписанное в мировой контекст. Почему бы этому не случиться вновь? Оператор, к слову, тот же.
«Плохая девочка»
Халина Рейн
Глубоко замужняя руководительница крупного технологического стартапа (Николь Кидман) закручивает служебный роман с молодым стажером (Харрис Дикинсон). Ничем хорошим это кончиться не может. Словосочетание «эротический триллер» (а именно так позиционирует фильм кинокомпания A24), давным-давно покрывшееся пылью, как VHS-коллекции на антресолях, последнее время гальванизируют с подозрительной частотой. Споры о новой этике оставим старым временам, но та эквилибристика, к которой приходится прибегать при обращении к подобным тропам (сексуальный харассмент на рабочем месте, например), сама по себе заслуживает внимания и сложных разговоров.
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram