Предприниматель Роман Соловов о ситуации на строительном рынке: «Мне не нравится, когда наживаются и это моя конкретная позиция»

Руководитель экстерьер-центра «Брикус» и крупнейшей в России выставки для малоэтажного домостроения «Демопарк» в г. Рязань Роман Соловов рассказал об импортозамещении на строительном рынке в России и о преградах, которые делают заводы - изготовители компаниям, навязывая невыгодные условия и ограничения в продажах.

- Роман, с чем столкнулся строительный рынок, когда возникла необходимость импортозамещения?

- С отсутствием аналогов на российском рынке. К примеру, от начала проектирования до строительства проходит не один год и то, что было согласованно по архитектуре на стадии проектирования, вдруг нужно чем-то заменить, не изменяя цветовые решения фасадов. А теперь давайте представим, что вам повезло и вы нашли что-то похожее, но появляется проблема - это невозможность подавляющего числа заводов, независимо от объема партий, воспроизвести на 100% идентичные по внешнему виду изделия.

В итоге, ваш дом имеет риски получить визуально отличающиеся слои, по которым эти партии можно и отследить. Если в обычном кирпиче эта проблема не такая острая, то в кирпиче ручной формовки она остается по сегодняшний день. Нет ни одной автоматизированной линии в России, которая способна была бы выполнить задачу, с точным дозированием и параметрами. Есть очень много ручного труда, где человеческий фактор не гарантирует однородности и 100% повторяемости.

В Европе, преимущественно наоборот, все автоматизированно, а руками делается только мелкосерийный эксклюзив. Связанно это с тем, что наши заводы долгое время только воспроизводили реплики и не позволяли себе ввязаться в настоящую конкуренцию, не веря в успех. Сейчас же не имеют возможности, потому что оборудование купить нельзя или цена решения не кажется разумной.

- Так как же чувствует себя российский рынок кирпича в сложившихся условиях?

- Я не считаю, что рынок кирпича уверенно себя чувствует. Ситуация скорее такая, что потребители выбирают из того, что есть.

Безусловно, есть достойные производители, которые лучше других понимают рынок, выпуская отличный продукт. Отмечу завод Recke, Скрябин Керамикс, ЛСР. Каждый хорош по своему, но их выпуск имеет предел и объемов для всех желающих не хватает, очередь иногда доходит через два, а то и три месяца.

- Так в чем до сих пор мы уступаем Западу?

- Уступаем в сырье. Так уж сложилось, что для выпуска красного, коричневого и соломенного кирпича у нас есть глины, а для всего, что сложнее, нет. Мы делаем сложные изделия визуально похожими, но по характеристикам они проще, хотя, исключения конечно есть.

Хорошие глины находятся в Германии, на территории бывшего Мертвого моря. Они позволяют придавать изделиям лучшие, по мировым оценкам, характеристики.

Белую глину, отличную по качеству и ближайшую к нам, возили с Донбасcа, сейчас же, в силу понятных причин не возят, поэтому есть проблемы с белыми цветами.

Также отмечу технологичность. В России массово делают масс - маркет, но то, что сложнее, в основном, руками. Хотя в Европе уже около 50 - ти лет делают все автоматизированно и для них обычное дело то, что для нас эксклюзив. Вот и представьте, как они посмотрели бы на наш массовый сегмент!

Нужно признать, что нам есть к чему стремиться, ведь в России не производят оборудование для кирпичных заводов и это, безусловно, тормозит развитие производства.

- Роман, несмотря на возникшие трудности, есть ли плюсы в импортозамещении?

- Во-первых, это значит ограничение ценовой планки для российских производителей. К сожалению, когда европейцы ушли, наши производители расслабились и, соответственно, стали задирать цены на многие виды продукции. Сейчас российская продукция, которая по идее должна стоить дешевле, по стоимости как европейская. Когда же вернется европейский продукт нашим производителям придется корректировать цены.

Еще большой плюс в ассортименте. Европейцы имеют огромную культуру производства и опыт, наш производитель всегда пытался копировать европейскую продукцию для того, чтобы соответствовать, то есть - это стимул, за которыми тянутся.

Это знаете, когда легкой атлетикой занимаешься и если бежишь со слабой командой, ты можешь быть первым, но время плохое показываешь, а когда, условно, бежишь за сильными и быстрыми, то можешь быть и вторым, но показатель времени будет гораздо лучше.

Так и здесь, тоже самое. Отсутствие конкуренции и ассортимента влечет за собой определенные последствия для рынка.

Третий плюс назвал бы все-таки поставку европейской продукции. Ведь если она начинает поставляться, то начинают поставляться и составляющие, потому что большинство российских заводов работали на немецких красителях и пигментах. А сейчас вынуждены менять все это на Китай.

Закончилась поставка материала, следовательно, закончилась поставка ингредиентов, или очень существенно возросла логистика на доставку.

- Какие этапы развития проходят российские заводы - изготовители, на что стоит обратить пристальное внимание?

- На сегодняшний день, скажу откровенно, никакие этапы они не проходят, то есть, как такового развития на заводах не видно. Все заводы сосредоточены на том, чтобы удержаться хотя бы на тех показателях, которые были, потому что обслуживание европейского оборудования очень усложнилось.

Поэтому, я думаю, что касается именно кирпичной отрасли, то никакого значительного развития на сегодняшний в ней нет.

Но, точечно какие-то производители достают оборудование, что достигается огромным трудом. Поэтому, наши заводы сейчас сосредоточены на удержании хотя бы того ассортимента, который еще есть.

- Как выстроена работа между заводами - изготовителями и вашим экстерьер-центром «Брикус»?

- У нас два бренда, экстерьер-центр «Брикус» и выставка «Демопарк». Схема взаимодействия построена таким образом, что если у нас есть какие-либо эксклюзивные контракты, значит у нас от заводской цены существенный дисконт. В рамках этого дисконта мы, естественно, формируем продвижение товара на рынке, создаем какие-то имиджевые ролики, буклеты, полиграфию, проводим межотраслевые выставки с этим брендом, но взамен имеем дисконт.

Также у нас есть обязательства по выполнению плана продаж. То есть, та продукция, которую завод выпускает, должна быть продана, и даже более того, должна быть создана очередь на эту продукцию, спрос должен быть выше, чем предложение приблизительно в отрезке двух месяцев ожидания. Если мы видим, что у нас ожидание на продукцию становится месяц, значит сразу понимаем, что у нас что-то пошло не так со спросом и надо корректировать цену.

То есть, в общем - это обмен за предоставление права продавать продукцию и иметь свой дисконт, также формировать дилерскую политику на розничные цены, взамен мы обеспечиваем заводу сбыт.

- Роман, с какими ограничениями в продажах, со стороны заводов - изготовителей, столкнулась ваша компания и чем именно это затрудняет более успешный исход дел? Как считаете есть ли спекулятивная составляющая у российских производителей в связи с освободившимся рынком?

- Проблема заключается в том, что некоторые российские заводы вводят ограничения. Какие это ограничения, объясню. То есть, они запрещают дилеру, находящемуся в другом городе или регионе Российской Федерации, продавать. Это не имеет никакой логики и лишено здравого смысла, ну как торговать только в географических рамках своей области, хотя мы находимся не территории одной страны. Вот так многие заводы видят эту дилерскую политику.

Надеюсь, что этот момент учтут законодатели, прочитав статью и внесут какие-то корректировки в законопроект по этому поводу.

На мой взгляд это полный абсурд. Ну представим ситуацию, что я нахожусь в Рязани и ко мне приезжает заказчик из Москвы с деньгами, который смотрит мой канал на YouTube, или знакомые у него строились и посоветовали обратиться ко мне. Я ему должен сказать, - извини, разворачивайся и уезжай, потому что я тебе не могу продать? И если завод узнает о том, что я это сделал, то, соответственно, меня за это оштрафуют.

Так у нас уже было с одним российским заводом и мы пытались с ним судиться. Суд мы не смогли выиграть, потому что завод не является монополистом, а раз он таковым не является, значит, на него определенные законы не действуют. Таким образом, заводы могут делать все, что угодно, к примеру, наложить запрет на перемещение своей продукции, могут ввести свою доставку, даже навязать ее. То есть, завод начинает, грубо говоря, заниматься ерундой, запрещая свободную торговлю, тем самым обнуляя конкуренцию между дилерами из разных регионов!

Допустим, молодой человек, который находится в городе Иваново, никогда не сможет заработать много денег, потому что в Иваново просто нет столько покупателей, которые смогли бы ему обеспечить солидный доход. Следовательно, как человеку развиваться и добиваться в жизни того, о чем он мечтал. То есть, завод просто запрещает ему зарабатывать, подразумевая то, что зарабатывай в своем регионе, как получится.

Вот это я считаю полнейшим бредом и уверен, что с этим нужно бороться. Просто запрещать заводам вести такую политику, вводя какие-то ограничения на продажу. Конечно, придерживаться определенных правил, но ограничивать продажи нельзя.

И по поводу того, что на сегодняшний день заводы занимаются спекуляцией - это обусловлено тем, что стоимость продукции фактически равна стоимости европейской.

Вы представьте, из Европы фура должна проехать по Европе или, как раньше, прибыть в порт Санкт-Петербурга, пройти растаможню. Далее, перемещение по складам, потом погрузка, чтобы куда-то дальше ехать. Так вот, европейская продукция стоила раньше так, как сейчас стоит российская, хотя она уступает по характеристикам европейскому продукту. Но это же нонсенс. В Европе газ стоит в разы дороже, чем в России, и логистика в разы дороже, и налоги совершенно другие. Также стоимость электроэнергии, бензина в Европе выше.

Соответственно, при более высокой себестоимости продукта, кирпич со всеми этими затратами обходился дешевле, чем сейчас предлагают наши заводы. А ведь российские заводы имеют льготные условия и более низкую сырьевую базу.

У нас здесь все свое под боком, но почему-то мы должны сейчас платить как по европейской цене. Хотя раньше российский кирпич стоил в два раза дешевле европейского! И это все понимали, ведь тот кирпич нужно привезти.

Вот это большой минус, связанный со спекуляцией и с урегулированием попыток вмешательства в хозяйскую деятельность третьих лиц, то есть, дилеров.

- Роман, а если представить, что санкции отменили, то какие риски для российских заводов могут быть?

- Риски очень простые. Ведь европейский продукт будет заходить по цене дешевле того, который сейчас в России. И наши заводы, которые выстроили свою бизнес - модель хайпуя, спекулируя и имея сверх наценки, окажутся в сложной ситуации. Почему? Потому что ту прибыль, которую сейчас заводы получают, они не смогут вложить в модернизацию. Нашим заводам придется приземлиться. Я даже принципиально не стал бы покупать российский кирпич, если есть возможность купить, к примеру, бельгийский, зная всю эту ситуацию изнутри.

И не потому, что против российского продукта, а потому что хочется справедливой стоимости.

- Лично вы какие бы внесли предложения в улучшение качества работы и насколько возможна их реализация?

- За время моей практики заводы стали работать по европейской модели, и дилеры в России могут продавать кирпич куда угодно, в любую точку Российской Федерации.

Допустим, если архитектор из Москвы спроектировал вам дом в Казани и посоветовал меня, как поставщика, то я из Москвы могу спокойно продать в Казань. Не нужно выкручивать руки застройщикам и говорить, что ты должен покупать только там.

То есть, я считаю, что самый главный вред, который на сегодняшний день есть, это именно то, о чем я говорю: спекуляция и ограничения.

Хотел бы отметить, что когда некоторые заводы - изготовители начинали свою торговую деятельность, то ответственные лица советовались с будущими партнерами, в том числе и со мной. В этих беседах я высказывал свое мнение относительно того, что нельзя вводить никакие запреты на дилерскую деятельность, а лучше следовать европейской модели. Впоследствии я увидел, что мое мнение нашло отклик во многих дилерских контрактах. В настоящее время эти заводы успешно работают. Я рад, что мой взгляд нашел поддержку у производителей.

ООО «Демопарк», ИНН 6215033550

Реклама

Вся лента