Helsinki Hall подбирают норму

Что известно о переговорах по продаже арены Романа Ротенберга и Геннадия Тимченко

Хельсинки сообщил о переговорах относительно сделки по спортивно-концертной площадке Helsinki Hall Романа Ротенберга и Геннадия Тимченко. Арена простаивает больше двух лет, с тех пор, как Евросоюз ввел масштабные антироссийские санкции, пишет издание Yle. Местные СМИ цитируют представителя столичной администрации: он заявил, что переговоры о продаже арены уже начались, и что город делает шаги для приобретения акций Helsinki Hall.

Фото: Roopeank / Wikimedia

Ранее издание выяснило, что арена оказалась на грани банкротства, ее долг городу за аренду земли превысил $100 тыс. При этом оплатить счета у владельцев не получалось, и одним из вариантов стала экспроприация актива, говорит журналист из Финляндии Алексей Лисицин: «Это одна из самых больших арен в Хельсинки. Там проходят разные мероприятия, концерты.

Можно сказать, что это та же самая "ВТБ Арена", только в Хельсинки. Город конфискует ее в свою пользу и продает какому-нибудь бизнесмену, частному лицу. Без разницы, кому, потому что городу сама по себе эта арена не нужна, ему нечего с ней делать. Если человек не оплачивает налог на свое имущество, то государство имеет право его конфисковать. Данная норма действует не только в финском праве. В Финляндии владелец не может оплатить налог, потому что находится под санкциями, он физически не может эти деньги туда принести. Тем более суммы явно большие, это не наличные привезти».

Helsinki Hall была построена в 1997 году. Максимальная вместимость арены — 13,5 тыс. человек. Стадион несколько раз принимал чемпионат мира по хоккею, а в 2007-м на концертной площадке арены прошло «Евровидение». В июне власти финской столицы предложили владельцам продать комплекс городу, однако как утверждается, не получили ответа. И этот вариант, и конфискация, предполагают компенсацию бенефициарам. Но деньги в любом случае будут заморожены, говорит юрист коллегии адвокатов Delcredere Артем Касумян: «В свое время в санкционное регулирование ввели специальную норму. Она позволяла конечным бенефициарам продать эту арену до 30 июня 2024 года при условии, что все доходы от сделки будут зачислены на заблокированный счет. И он бы оставался там, покуда действовали санкции. Этот период уже истек.

Что возможно далее? Совет Европейского союза продлит срок, но для этого нужна воля всех 27 государств-членов ЕС. Есть там и другая норма. Она как раз-таки касается экспроприации. По решению местного судебного или административного органа в общественном интересе активы подсанкционных лиц могут быть экспроприированы при условии выплаты справедливой, соразмерной компенсации, которая тоже зачисляется на заблокированный счет. И в том и в другом случае право собственности на актив прекращается, а доход от этой сделки попадает на заблокированный счет.

Как договор между Финляндией и Россией о защите от экспроприации согласуется с европейскими санкционными нормами? Они постулируют, что имущество экспроприировать нельзя, но можно предполагать соразмерную компенсацию. Это не является дискриминацией, и соблюдаются правовые гарантии. Разница в том, что инвестиционные договоры не говорят, что компенсация может быть зачислена на заблокированный счет. Поэтому, несмотря на эту норму, позволяющую произвести такую условно цивилизованную экспроприацию, все равно можно предположить, что какой-то инвестиционный иск возникнет».

Осенью 2022-го СМИ сообщали, что бизнесмены Геннадий Тимченко и Роман Ротенберг решили продать стадион. Тогда их представитель подтверждал факт «активных переговоров», но имя возможного покупателя так и не было раскрыто.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Даниил Бабкин

Вся лента