Советы подъехали

Мэрия Перми представила депутатам параметры транспортного конкурса

Мэрия Перми обсудила с депутатами и перевозчиками параметры будущего конкурса на обслуживание автобусных маршрутов. Кроме озвученных ранее требований, чиновники обозначили новые. В частности, на плечи предпринимателей ляжет необходимость отчитываться по количеству водителей и их средней зарплате, бизнесмены должны оснастить автобусы и автопарки дополнительным оборудованием для контроля. Депутаты и предприниматели считают, что в отрасли автобусных перевозок остается достаточно много наболевших вопросов, однако текущие планы администрации не в состоянии их решить.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

В администрации Перми состоялся консультативный совет по вопросам развития общественного транспорта, сообщила пресс-служба мэрии. Администрацию Перми на встрече представлял начальник департамента транспорта Анатолий Путин. В обсуждении также приняли участие депутаты Пермской городской думы, общественные активисты, представители перевозчиков и городской администрации.

Анатолий Путин озвучил параметры будущего конкурса, которые ранее были представлены главой города Эдуардом Сосниным. Предполагается, что на всех маршрутах Перми должны быть новые газовые автобусы не старше пяти лет (действующие контракты разрешают не старше семи лет), транспорт должен быть доступен для маломобильных групп населения, оборудован системами навигационного контроля и учета пассажиропотока, а также аудиоинформатором и медиапанелями.

Новые требования будут предъявляться и к самим перевозчикам, обслуживающим маршруты. «Им необходимо будет предоставлять отчетность по трудоустроенному количеству водителей, а также их средней заработной плате. Кроме того, юридическое лицо или филиал предприятия должен быть зарегистрирован на территории Перми. Перевозчики будут обязаны установить видеонаблюдение при выезде из автопарков. Это необходимо для контроля состояния транспорта (его чистоты, наличия оклейки и т.д.). Дополнительно перевозчики должны будут оборудовать все транспорт­ные средства тревожной кнопкой и регламентировать действия экипажа в случае конфликтных ситуаций в салоне»,— заявил Анатолий Путин.

В планах мэрии и корректировка маршрутной сети: основой транс­портной системы станет транспорт высокой провозной способности — трамваи и автобусы особо большого класса. Как пояснили в мэрии, корректировки позволят равномерно распределить ресурсы между районами, увеличив провозную способность там, где сейчас наблюдается высокая загрузка. «По предварительным оценкам, наибольший эффект от изменений ощутят жители правобережной части города и Орджоникидзевского района»,— уточняют в мэрии.

Напомним, в 2025 году истекают пятилетние контракты по 27 пермским маршрутам, на которые приходится 62% транспортной работы. Брутто-контракты были заключены по результатам конкурсных процедур в 2020 году. Предполагается, что новые конкурсные процедуры по 22 маршрутам будут объявлены уже 26 августа.

Депутат, перевозчик Эдуард Мирзамухаметов отметил, что встреча носила чисто информационный характер. «Чем ближе конкурс, тем вопросов больше. Но ответов нет»,— заметил господин Мирзамухаметов. Он рассказал, что на встрече было обозначено несколько болевых точек отрасли. В частности, остается высокой доля безбилетных пассажиров, но пока этот вопрос администрации решить не удается. Кроме того, перевозчиков волнует низкая стоимость будущих контрактов, которая не может покрыть расходы предпринимателей. Несмотря на то, что стоимость контрактов будет увеличена по сравнению с прошлыми договорами, вся эта разница нивелируется новыми требованиями к подвижному составу. Так, перевозчики должны оснастить свои автобусы дополнительным оборудованием, также на их плечи будет возложена оплата эквайринга за оплату проезда. По контрактам зарплата водителей будет намного ниже рыночных расценок. В то же время, отсутствие кадров — очень серьезная проблема для отрасли. Как рассказал депутат, глава дептранса озвучил на мероприятии, что уже сегодня на марш­рутах Перми не хватает 400 водителей. Пока решения этой проблемы нет. «Это важная для города отрасль. Хотелось бы, чтобы ей уделялось больше внимания»,— подытожил господин Мирзамухаметов.

Депутат Владимир Молоковских отметил, что проблемы общественного транспорта многогранны, поэтому их нужно решать комплексно. «На консультативном совете можно узнать мнение всех сторон. Но проблема этой площадки в том, что повлиять на решение вопросов мы не можем»,— пояснил он. Владимир Молоковских считает, что в первую очередь нужно решать проблему нехватки водителей, а не покупать новые автобусы. Иначе работать на них будет некому. Кроме того, сегодня администрация не в состоянии улучшить платежную дисциплину пассажиров. Этот вопрос требует более радикальных мер, например возвращения кондукторов как минимум на наиболее проблемные маршруты. По мнению депутата, это более эффективно, чем оборудование автобусов специальными маячками или дополнительными валидаторами. «Проблема не в том, что у нас мало валидаторов, а в том, что люди не хотят платить»,— заметил он. Он напомнил, что дотации бюджета на транспортную отрасль ежегодно превышают 1,3 млрд руб. За эти деньги можно было бы строить ежегодно по три бассейна. «У нас хороший транспорт, но это стоит нам огромных денег. Это серьезнейшая проблема»,— подчеркнул депутат. «Хорошо, что эти вопросы обсуждаются, но одними обсуждениями это не должно ограничиваться»,— подвел итоги встречи господин Молоковских.

Зампред думы Максим Спиридонов отметил, что формат консультативного совета не предполагает решения каких-то вопросов. «Безусловно, вопросов масса и у депутатов, и у перевозчиков. Вопросы были заданы, ответы были получены. Другое дело, устроили или не устроили они стороны. Не думаю, что перевозчики удовлетворены ситуацией. Но есть две стороны медали: бизнесу хочется больше заработать, а бюджет ограничен в своих возможностях»,— отметил господин Спиридонов. Возможно, добавил он, что по результатам совета будут внесены какие-то правки в проект конкурса.

Ирина Суханова

Вся лента