Пусть меня научат

Компании активизируют онбординг из-за текучести кадров

Работодатели пересматривают и систематизируют подход к интеграции новых сотрудников в рабочие процессы, сообщают рекрутеры. Это связано как с ростом текучки персонала на фоне дефицита кадров, так и с наблюдаемым увеличением срока закрытия вакансий. Основные инструменты для адаптации новичков — организация рабочего расписания, менторство и цифровые сервисы. Результатом, по опросу компаний, становится снижение числа ошибок в работе новых сотрудников, текучести кадров и уменьшение хаоса в рабочих процессах.

Фото: Евгений Разумный, Коммерсантъ

Российские компании стали более систематично подходить к интеграции своих новых сотрудников и все чаще обращаются за помощью в этом к кадровым и консалтинговым компаниям. Об этом свидетельствуют результаты опроса HeadHunter и собранные “Ъ” комментарии консалтинговых компаний. Поясним, что речь идет об онбординге — процессе адаптации нового сотрудника к рабочему коллективу и к процессам в компании. В большинстве компаний за организацию онбординга отвечает HR-отдел. По данным опроса, сейчас онбординг существует в 57% компаний, причем большинство из них (35%) внедрили программу в последние три года.

Старший партнер компании по подбору руководителей среднего и высшего звена First группы Ward Howell Александр Пономарев отмечает, что руководители все чаще ставят HR-департаменту задачу разработать удобный и эффективный способ знакомства новичка с процессами в компании и всеми необходимыми материалами — с начала года число таких запросов, по его словам, выросло на 70%. «Ситуация длительного поиска и сложного закрытия многих вакансий приводит к тому, что к моменту выхода нового сотрудника накапливается солидный backlog (перечень задач.— “Ъ”) и требуется очень быстрое включение в работу и процессы»,— отмечает эксперт.

Свою роль сыграли и изменения, произошедшие в экономике за последние два года. «Нанимателем сейчас выступает российский бизнес среднего размера, и у него нет опыта интенсивного роста и, соответственно, системного подхода к адаптации новых сотрудников. Поэтому сейчас, когда компании активно берут людей, пытаясь заместить на рынках ушедших западных игроков, им нужна помощь внешних консультантов, для того чтобы выстроить процесс интеграции нового персонала»,— объясняет гендиректор Support Partners Константин Борисов.

По данным опроса HeadHunter, важнейшими элементами онбординга работодатели считают грамотную организацию рабочего расписания и информирование сотрудников о внутреннем распорядке компании (76%). 69% компаний активно используют систему менторства, и у 40% наставниками становятся сотрудники, которые изъявили такое желание. В 21% случаев менторы проходят специальное обучение. Так, рассказывает HR-бизнес-партнер аутсорсинговой компании «Северсталь — Центр единого сервиса» Яна Шайдецкая, в компании с первых дней работы к новичку прикрепляется наставник для профессиональной адаптации и адаптации внутри команды. «В совсем небольших командах роль сонаставника обязательно играет непосредственный руководитель, который присутствовал на интервью и, возможно, в какой-то мере повлиял на решение кандидата прийти к ним»,— говорит она. В условиях возросшей конкуренции за кадры идея необходимости вовлечения непосредственного руководителя (в некоторых компаниях и всей управляющей команды) в процесс онбординга новичка очевидна, соглашается Александр Пономарев.

Как следует из опроса, индивидуальные встречи с новичками проводятся в 59% компаний, а 39% работодателей используют презентации или видео о компании для ознакомления новых сотрудников с ее историей и ценностями. В технологически продвинутых компаниях создаются специальные порталы или приложения для новичков, а также гайды и списки терминов, которые помогают быстрее освоиться на новом месте. Например, в компании «МегаФон» ключевые функции по онбордингу новых сотрудников выполняет решение на базе ИИ — диагностический бот для менеджеров по работе с корпоративными клиентами, до конца года компания планирует запустить для интеграции отдельную цифровую платформу. Каждая пятая компания использует обучающие видео по специфике работы, а в 10% случаев новички получают приветствие от руководителей через видео.

Компании, внедрившие онбординг, отмечают, что новые сотрудники стали совершать меньше ошибок в работе (67% опрошенных), текучесть кадров снизилась (63%), уменьшился хаос в рабочих процессах (45%), улучшилась атмосфера в коллективе (46%). 41% работодателей указал на повышение эффективности бизнес-процессов благодаря адаптации новичков. «Самая честная измеряемая метрика — классическая оценка текучести на испытательном сроке. Безусловно, крайне важна и обратная связь и от самого нового сотрудника, и от его коллег и руководителя, но это уже не статистические данные, а материал для более глубокого анализа»,— отмечает Яна Шайдецкая.

Анастасия Мануйлова

Вся лента