Есть у реквизиции начало

Власти решили изъять историческую усадьбу в центре Нижнего Новгорода

Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области начало процедуру изъятия исторического жилого дома №4а на улице Большая Покровская, обосновав это действующим режимом чрезвычайной ситуации (ЧС). Собственникам восьми квартир и нежилых помещений (на первом этаже в мае открылся новый ресторан «Самовар да утки») предложено добровольно передать министерству свою недвижимость на условиях денежного возмещения, которое еще не определено. Власти хотят отремонтировать объект культурного наследия. Некоторые собственники, шокированные реквизицией, пожаловались на действия городских и областных чиновников в прокуратуру, не желая расставаться с жильем в центре города. Коммерсанты заявили о готовности отстаивать права на свою собственность в суде.

Нижегородские власти претендуют на объект культурного наследия

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Нижегородское минимущества письменно уведомило собственников помещений на Большой Покровской, 4а о намерениях реквизировать их квартиры и коммерческие площади. Трехэтажный дом постройки 1861 года является объектом культурного наследия — флигелем городской усадьбы промышленника Николая Курепина.

Реквизицию его помещений на возмездной основе министр Сергей Баринов в своем решении обосновал «ликвидацией чрезвычайной ситуации и предотвращением причинения вреда жизни и здоровью людей». Еще 10 апреля мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев ввел в отношении старинного дома режим ЧС, велев районной администрации оградить его лентами и отслеживать техническое состояние. Как ранее сообщал «Ъ-Приволжье», весной под снос и реконструкцию власти решили изъять 13 объектов в центре города

Поводом для изъятия помещений дома №4а на главной улице Нижнего Новгорода стало заключение ООО «ПК Интеграл» из Челябинской области. Этой организации минимущества заказало провести техническое обследование флигеля. По его итогам эксперты ООО написали, что состояние дома аварийное, его физический износ составляет 74% и есть риск обрушения конструкций.

Владельцы квартир о чрезвычайной ситуации узнали только в начале августа, когда начали получать уведомления о реквизиции имущества. В них предлагалось добровольно передать министерству свои помещения.

Власти обещали выплату возмещения и просили жителей в трехдневный срок определиться, согласны они с изъятием или нет.

Как рассказала собственник одной из квартир Юлия Фоминых, эти письма шокировали жителей исторической усадьбы. Они считают, что их дом еще крепкий, аварийным он городскими властями не признавался, а челябинские эксперты составили свое заключение без ведома собственников. Женщина пожаловалась в прокуратуру, попросив проверить законность принятых властью решений о введении режима ЧС и реквизиции квартир, потому что «министерство не объяснило, в чем состоит чрезвычайная опасность нашего проживания в доме».

«Я была на личном приеме у министра, спрашивала, почему еще в апреле жителей не уведомили об этом чрезвычайном режиме. Мне ответили, что постановление было опубликовано на сайте городской администрации — как будто все этот сайт читают. На вопрос, почему в доме, который, по их версии, может вот-вот обрушиться, разрешили открыть новый ресторан, мне никто внятно ответить не мог», — пояснила Юлия Фоминых. В квартире проживает ее пожилая мама, по словам дочери, они целенаправленно покупали квартиру в центре Нижнего Новгорода и хотят, чтобы власти оставили их в покое и дали право самим решать, как распоряжаться своей жилплощадью.

При этом собственница квартиры не исключила, что кто-то из соседей может согласиться на предложение минимущества в надежде на хорошую выкупную цену или получение новой квартиры.

Представитель ООО «Металлист-Казаково» (компания владеет нежилым помещением в доме) сообщил, что они не дали согласия министерству в трехдневный срок, и намерены отстаивать свои права в судах. «Мы приобрели помещение только в июле прошлого года, много в него вложили. Был сделан ремонт, в мае открылся ресторан “Самовар да утки”. Арендатору администрация официально разрешила организовать летнюю веранду для кафе. И вдруг мы постфактум узнаем, что дом — якобы очень опасное место, и в апреле был введен режим ЧС. Об этом решении администрации нас никто не уведомлял, каких-либо ограждений вокруг дома мы не видели», — пояснил юрист.

По его словам, соглашаться на реквизицию власти просят сейчас, но неясно, какая будет компенсация за изъятие недвижимости: минимущества еще выбирает оценщика изымаемых помещений, а вопрос оценки в дальнейшем может вылиться в отдельные судебные споры.

Поэтому собственник ждет, когда к нему подадут иск о реквизиции, и сам готовится обжаловать действия чиновников.

В минимущества Нижегородской области полагают, что своевременно уведомлять собственников дома о режиме ЧС должна была городская администрация. Чиновники утверждают, что эксплуатация дома небезопасна для жителей, и ждут заключения госконтракта с оценщиком, чтобы определить размер компенсаций.

«По результатам проведенной оценки собственники будут уведомлены о стоимости реквизируемого имущества. По состоянию на 15 августа собственники не выразили свое согласие на добровольную передачу реквизируемого имущества. Два собственника ждут результатов оценки для принятия окончательного решения», — сообщили в министерстве. С теми, кто согласится передать властям помещения, будут заключать соглашения о выплате стоимости имущества. В случае несогласия с результатами оценки министерство обратится в суд с иском о реквизиции.

После изъятия исторического дома его планируется восстановить, заключили в минимущества.

Роман Кряжев

Вся лента