Focus с Lada

Топ российского автопарка формируют устаревшие модели

Снятые с производства модели Lada, популярные в нулевые Ford Focus и Toyota Corolla и докризисные корейские бестселлеры вошли в топ-10 машин, на которых сейчас ездят граждане РФ. Единственной в этом рейтинге моделью, выпуск которой еще ведется, стала Lada Niva. Все не выпускавшиеся последние годы автомобили постепенно сокращают объемы парка. Но в нынешних ценовых реалиях авторынка аналитики не прогнозируют быстрого замещения Lada 2107 и других устаревших моделей.

Фото: Антон Новодерёжкин, Коммерсантъ

В топ-10 наиболее распространенных в России моделей легковых автомобилей на 1 июля вошли пять иномарок и пять моделей АвтоВАЗа, в основном уже снятых с конвейера. На них приходится 19,4% всего автопарка РФ, подсчитал «Автостат». По оценкам агентства, чаще всего на дорогах РФ встречается Lada 2107 с парком в 1,5 млн машин. Модель лидирует в рейтинге все последние годы, хотя снята с производства в 2012 году. Lada 2107 ежемесячно возглавляет и топ перепродаваемых моделей на вторичном рынке. За первое полугодие в РФ было перепродано 62,7 тыс. машин Lada 2107.

Топ-10 самых распространенных легковых автомобилей в России

Место Модель Число автомобилей, тыс. штук
1 Lada 2107 1470
2 Kia Rio 1031
3 Lada 4x4 «Нива» 998
4 Lada 2106 957
5 Hyundai Solaris 926
6 Renault Logan 774
7 Lada 2110 746
8 Ford Focus 742
9 Toyota Corolla 727
10 Lada 2114 «Самара-2» 721

Источник: «Автостат».

Среди иномарок в РФ наиболее популярна Kia Rio с парком в 1,03 млн автомобилей. Эта модель, как и замыкающая топ-5 по объемам парка Hyundai Solaris (0,9 млн машин), выпускалась в РФ до начала кризиса 2022 года. По итогам 2021 года, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), Kia Rio была бестселлером среди иномарок с объемом 82,9 тыс. проданных новых автомобилей. В целом корейские марки заняли существенную долю рынка после кризиса 2015 года, но Rio и Solaris входили в топ-3 рынка и в 2013–2014 годах, уступая лишь Lada Granta.

Одновременно в середине 2010-х годов утратили популярность автомобили сегмента С — Ford Focus и Toyota Corolla, входящие сегодня в топ-10 по объему парка. На 1 июля в РФ насчитывалось 0,74 млн и 0,73 млн машин этих моделей. Focus собирался в РФ до середины 2019 года, пока концерн не свернул легковой бизнес в РФ. В топ продаваемых новых автомобилей модель не входила с 2015 года. Corolla исчезла из топ-25 рынка с 2017 года. Модель не выпускалась в РФ, в отличие от Camry и RAV4, производство которых прекратилось лишь в этот кризис. Focus был значительно популярнее Corolla. По данным АЕБ, в 2012 году было продано 92,2 тыс. и 33,2 тыс. автомобилей этих моделей соответственно.

Единственная в топ-10 модель АвтоВАЗа, которая еще выпускается,— Lada 4x4 Niva с парком почти в 1 млн автомобилей.

Ее производство АвтоВАЗ ведет с 1977 года. На четвертом месте находится не выпускавшаяся с 2005 года Lada 2106 (0,96 млн штук). Также среди моделей Lada в топ-10 попали снятая с конвейера в 2007 года Lada 2110 (0,75 млн штук) и Lada 2114 Samara (0,72 млн штук), производство которой продолжалось до 2017 года.

Renault Logan, выпуск которой в РФ велся с 2005 по 2022 год, занимает шестое место по объему парка с 0,8 млн машин. Производство Logan в РФ изначально размещалось на заводе в Москве (ранее назывался Renault; в 2022 году завод был продан правительству Москвы и получил название «Москвич»). А в 2014 году выпуск Logan был перенесен на мощности АвтоВАЗа в Тольятти (до ухода из РФ в апреле 2022 года Renault была акционером автоконцерна).

Согласно данным «Автостата», с середины 2022 года все не выпускавшиеся последние годы модели сократили объемы парка. В результате Kia Rio поднялась на второе место по числу автомобилей, опередив Lada 2106. Кроме того, из топ-10 моделей выбыла Lada 2109, снятая с производства в 2004 году, а вошла в рейтинг Corolla.

Аналитик «Эйлер Аналитические технологии» Владимир Беспалов говорит, что давно снятые модели Lada выпускались в огромных количествах и могли сохраниться в регионах, вне крупных городов, где не так активно эксплуатировались. Объемы рынка в последние годы заметно снизились, и после кризиса 2015–2016 годов сложнее занять существенную долю в парке, поясняет он. По словам аналитика, с учетом нынешних реалий авторынка говорить о замещении устаревших моделей сложно. Владельцы снятых с производства Lada в хорошем состоянии вряд ли готовы менять их на автомобили массового сегмента стоимостью около 1,5 млн руб., отмечает он.

Ольга Никитина

Вся лента