«Остров фортов» меняет инфраструктуру
Первая масштабная модернизация Кронштадта с Петровских времен
Сегодня драйвером для роста привлекательности Кронштадта, безусловно, выступает музейно-исторический парк «Остров фортов», посвященный истории российского флота. В прошлом году его посетило 3,3 млн человек, что сопоставимо с потоком в такие исторически топовые петербургские места, как Царское Cело. Растущая популярность обязывает модернизировать инфраструктуру. Рассказываем, как в связи с увеличением нагрузки происходит развитие транспортной доступности района и обновление инженерных коммуникаций.
Точка притяжения — Котлин
Новый туристско-рекреационный кластер «Остров фортов» на острове Котлин начал развиваться пять лет назад. Проект реализуется по поручению президента России Владимира Путина. Первые результаты работы стали заметны уже в 2020 году.
Ранее заброшенные территории в Каботажной гавани превратились в благоустроенный парк, совмещающий просветительские и рекреационные функции. Сначала появились две локации: Маяк памяти и Аллея героев, по итогам работы привлекшие турпоток в 1,2 млн человек.
С введением следующих очередей проекта, знаковыми объектами которых стали Музей военно-морской славы с первой советской атомной подводной лодкой «Ленинский комсомол», игровые и релаксационные зоны, современный конгрессно-выставочный центр и пр., турпоток увеличился почти в три раза.
«Кронштадт стал очень посещаем. За прошлый год он принял 3,3 млн человек. Это сопоставимо с Царским Селом и Исаакиевским собором»,— констатировал губернатор Александр Беглов, отметив, что «Остров фортов» способствует популяризации периферийного туризма.
По словам представителей власти, тенденция дальнейшего увеличения числа гостей сохранится. Сейчас продолжается активная реставрация знаменитых фортов Александр Первый, Петр Первый и Кроншлот. Для посещения они откроются в 2025 году. Кроме того, в ближайшие годы будут построены океанариум, отели, яхтенная марина, новый всепогодный курорт, откроются новые музеи.
Ввиду роста популярности Кронштадта правительство Санкт-Петербурга активно развивает инфраструктуру острова. В городе ведется ремонт основных магистралей, запланировано строительство набережной, которая свяжет все очереди парка «Остров фортов» и сквер «Инчхон».
«Это первая масштабная модернизация Кронштадта с Петровских времен»,— отметил Александр Беглов.
Расширяя пути
Самый масштабный проект в дорожном строительстве на острове Котлин — реконструкция развязки Комплекса защитных сооружений (КЗС, дамба) и Кронштадтского шоссе. Трасса — единственный въезд на остров и выезд с него. Модернизация магистрали поможет устранить проблему «бутылочного горлышка» и избавит город от автомобильных пробок.
«Реализация инфраструктурного проекта позволит большему количеству туристов познакомиться с уникальным культурным и историческим наследием Кронштадта и новым современным туристско-рекреационным кластером. В результате реконструкции будет увеличена пропускная способность трассы — повысится качество и безопасность дорог»,— комментирует замминистра строительства и ЖКХ РФ Юрий Гордеев.
Минстрой выступает заказчиком работ по реконструкции развязки, поскольку объект размещается на территории Комплекса защитных сооружений. Стоимость проекта составила 2,43 млрд рублей.
Благодаря применяемому правительством механизму опережающего финансирования реконструкция стартовала на год раньше и на 30 июля 2024 года завершена треть запланированных работ. В частности, переустройство инженерных сетей и искусственных сооружений выполнено более чем на 60%, дорожной части — на 28,5%.
Как анонсировали власти, после реконструкции развязка будет устроена по схеме «клеверный лист». Проектом предусмотрено 10 съездов и две новые магистрали, на одной из которых организуют выделенку для общественного транспорта. Закончить работы планируется к концу 2025 года. Реконструкция ведется без перекрытия автомобильного движения.
На самом острове Котлин расположены 63 автомобильные дороги общей протяженностью 36 км. С началом масштабного обновления планируется реконструировать и построить 11,5 километров — это семь проектов.
Согласно контрактам, в 2024 году завершатся основные строительно-монтажные работы на четырех объектах.
В частности, с двух до четырех полос будет расширена проезжая часть Кронштадтского шоссе на участке от Комплекса защитных сооружений до Цитадельской дороги. Стоимость контракта составила 3,135 млрд руб.
Реконструируют и саму Цитадельскую дорогу, соединяющую Кронштадтское и Цитадельское шоссе. Стоимость контракта составила 1,098 млрд рублей. Трасса служит главным подъездом к парку «Остров фортов». Она будет четырехполосной, между встречными потоками сделают разделитель. Две новые полосы обустроят восточнее нынешней трассы.
Кроме того, появится дублер Кронштадтского шоссе: им станет реконструированное Цитадельское шоссе. Ранее попасть в историческую часть города было возможно только по перегруженному Кронштадскому шоссе.
Прокладка Цитадельского шоссе
Цитадельское шоссе до строительных работ представляло собой несколько разорванных участков — от улицы Зосимова до Цитадельской дороги, от улицы Адмирала Грейга до безымянного переулка и от улицы Литке до улицы Гидростроителей.
В 2023 году дорожники приступили к строительству недостающих участков. Первый отрезок — от Цитадельской дороги до улицы Адмирала Грейга. В рамках двух контрактов стоимость работы составит 1,325 млрд и 189 млн руб. Еще один участок — дорога на участке от улицы Гидростроителей до улицы Литке. Работы там оценили более чем в 500 млн рублей.
После реконструкции шоссе обеспечит дополнительный въезд в исторический центр Кронштадта в районе улицы Мартынова. Предполагается, что пропускная способность въезда в Кронштадт увеличится до 35 тыс. легковых автомобилей в сутки.
Кроме того, две парковки общей вместимостью 319 машино-мест появятся на Цитадельской дороге. Сдать их должны в августе этого года. Контракт на строительство парковки стоимостью 179,3 млн рублей достался ООО «СК "Орион плюс"». За вторую площадку стоимостью 178,8 млн рублей взялось ООО «Ю-Питер». Стоит отметить, что в Кронштадтском районе ощущается дефицит автостоянок. С 2021 года в районе работает одна платная стоянка на 113 машино-мест, расположенная на Кронштадтском шоссе. Таким образом, новые парковки должны решить проблему.
Обновление коммуникаций
Активное развитие Кронштадта предъявляет новые требования к инженерным сетям. Правительство Санкт-Петербурга уделяет особое внимание не только ремонту, но и обновлению инфраструктуры с учетом растущей нагрузки на сети.
«Каждый год в Кронштадте отрываются не только новые общественные пространства, реставрируются памятники, но и строятся новые социальные учреждения, жилье, развивается дорожная сеть. Задача теплоэнергетиков — подготовить инфраструктуру к приросту нагрузки, повысив при этом качество теплоснабжения уже существующих жилых кварталов и всего города»,— отметил Александр Беглов.
В прошлом году ГУП «ТЭК СПб» реконструировало в Кронштадтском районе 1,4 тыс. м тепловых сетей. Крупнейшим объектом реконструкции стала перекладка 1 тыс. м трубопроводов в двух кварталах у Морского Никольского собора. До октября 2024-го полностью завершится реконструкция тепломагистрали на Посадской улице, обслуживающей почти 34 тыс. жителей.
К 2025 году планируется модернизировать котельную «Цитадельская», обеспечивающую отоплением более 44 тыс. потребителей. Также она снабжает теплом и горячей водой объекты «Острова фортов». Всего до 2033 года ГУП «ТЭК СПб» инвестирует в развитие энергетической инфраструктуры Кронштадта 8,4 млрд руб.
В части улучшения водоснабжения в Кронштадте будет проведена реконструкция водовода Ломоносовского и Петродворцового районов до дюкерных переходов в Кронштадте. Работы предусматривают увеличение диаметра и нагрузок.
Как отметила идеолог проекта «Остров фортов» Ксения Шойгу, сегодня он действительно выступает катализатором динамичного социально-экономического развития Кронштадта и работы по реконструкции и обновлению городской среды это только подтверждают.