Быки не с ралли
Red Bull решила продать WRC
Одно из самых престижных соревнований в мире автоспорта — чемпионат мира по ралли (WRC) — в ближайшее время может сменить собственника. Нынешние владельцы коммерческих прав первенства — компании Red Bull и KW 25 — привлекли банк JPMorgan для поиска покупателя на актив. Хозяева WRC рассчитывают выручить за него около €500 млн. Отметим, что это в разы меньше $4,5 млрд, за которые весной этого года был продан чемпионат мира по кольцевым мотогонкам.
Владельцы коммерческих прав одной из наиболее престижных гоночных серий планеты — чемпионата мира по ралли, как сообщает Reuters, рассматривают возможность продажи актива. Агентство со ссылкой на анонимные источники сообщило, что компании Red Bull (производитель энергетических напитков давно и плотно вовлечен в мир автоспорта и является совладельцем одноименной команды в «Формуле-1», гонщики которой семь раз становились чемпионами мира) и немецкая инвестиционная структура KW 25 привлекли американский банк JPMorgan для поиска покупателя актива.
Утверждается, что продавцы хотели бы получить в результате сделки около €500 млн ($550 млн).
Такая оценка актива, по словам одного из собеседников агентства, сложилась ввиду того, что ежегодная прибыль, генерируемая WRC, превышает €20 млн ($22 млн). Правда, лишь до уплаты налогов, амортизации и прочих обязательных расходов. О реальном уровне прибыльности бизнеса могут свидетельствовать данные, обнародованные немецким изданием Bundesanzeiger. Оно утверждает, что, например, в 2021 году (более свежих данных пока нет) компания WRC Promoter (именно через нее Red Bull и KW 25 контролируют WRC) получила прибыль всего лишь в размере €4,62 млн ($5,1 млн). Для сравнения: в 2023 году доходы «Формулы-1» составили $3,2 млрд, из которых командам досталось около $1,4 млрд.
WRC в виде отдельного чемпионата мира под эгидой Международной автомобильной федерации (FIA) был создан в 1973 году и на данный момент включает 13 этапов. Добавим, что в списке соревнований, санкционируемых FIA и обладающих статусом чемпионата мира, всего шесть первенств. Помимо WRC это еще «Формула-1», чемпионат мира по ралли-рейдам, ключевой фазой которого является «Дакар», первенство по гонкам на выносливость (гвоздь программы — «24 часа Ле-Мана»), чемпионат мира по ралли-кроссу и Formula E (гонки на электрокарах).
Несмотря на наличие статуса чемпионата мира, WRC уже много лет вынужден мириться со снижением зрительского интереса.
Во многом это вызвано тем, что сами этапы первенства растянуты на несколько дней, а следить за ними в режиме реального времени фактически невозможно (даже внедрение системы, дающей зрителям возможность смотреть гонки онлайн, помогло мало — кольцевые гонки все равно остаются куда более понятными и привлекательными). Неудивительно, что WRC попал в то, что можно считать, мертвой петлей. Чемпионат много лет теряет зрителей, следом уходит интерес автоконцернов (на данный момент в первенстве представлены всего три марки: Ford, Toyota и Hyundai), а затем круг повторяется. При этом серия стабильно страдает от гегемонии того или иного гонщика. В начале века это был Себастьен Лоб, выигравший девять чемпионатов. Гегемон нынешний — Себастьен Ожье, восьмикратный чемпион мира.
Добавим также, что в истории WRC был случай, когда владелец его коммерческих прав просто разорился, не справившись с нагрузкой. Это было в 2010 году.
Тогда компания North One Sports на десять лет приобрела коммерческие права серии. Но два года спустя FIA их аннулировала ввиду банкротства North One Sports. Собственно, после этого за бесценок права на WRC и получили его нынешние владельцы, которые, несмотря на большой опыт в гоночном бизнесе, на должный уровень доходности серию так и не вывели.
Что касается вероятных покупателей WRC, то по ним ничего конкретного источники Reuters не сообщают. Однако одним из наиболее очевидных вариантов стала бы продажа серии американской Liberty Media. Компания уже давно владеет правами на «Формулу-1», весной этого года она же купила за $4,5 млрд Dorna Sports, владельца коммерческих прав на чемпионат мира по кольцевым мотогонкам (MotoGP), а теперь за небольшие для нее деньги могла бы дополнить гоночное портфолио раллийным первенством и вывести чемпионат мира на американский рынок. Для справки: в той же «Формуле-1» при Liberty Media появилось уже три американских этапа.