«Серьезный шаг вперед»

Дмитрий Дризе — о попытках начать переговоры по Украине

МИД России опроверг информацию The Washington Post о неких секретных переговорах Москвы и Киева в Катаре. Издание утверждало, что встреча была намечена на август, однако не состоялась по причине событий в Курской области. На Смоленской площади при этом отметили, что украинская власть ранее имела шансы на мирное урегулирование конфликта, но не воспользовалась ими. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе не исключает, что попытка начать диалог действительно имела место.

Фото: Алексей Назаров, Коммерсантъ

Газета The Washington Post со ссылкой на дипломатические источники выдала практически сенсационную информацию. Оказывается, что буквально сейчас, в августе, в Дохе должны были состояться секретные непрямые переговоры России и Украины. Главным посредником выступал организатор, то есть Катар. На первом этапе стороны должны были сроком на два месяца отказаться от взаимных атак на инфраструктурные объекты друг друга. Затем можно было бы вести речь об урегулировании конфликта в целом. Однако из-за событий в Курской области Москва от этой встречи отказалась. При этом издание подчеркивает, что речь идет не о полном разрыве, а о паузе для осмысления всего происходящего.

МИД Российской Федерации с гневом данное сообщение опроверг, отметив, что никаких прямых и непрямых переговоров никто ни с кем не ведет. В целом это является абсолютной правдой. По факту переговоров действительно нет, и с этим трудно спорить. В администрации президента Украины The Washington Post подтвердили, что 22 августа именно в Дохе должен был состояться некий саммит в режиме видеоконференции. Однако мероприятие отложили «из-за сложной ситуации на Ближнем Востоке».

Не секрет, что Катар чрезвычайно активен в деле урегулирования конфликтов как ближневосточного, так и украинского. И вот доказательство: в ходе недавней встречи в Астане президент России Владимир Путин выразил личную благодарность эмиру Тамиму бен Хамаду Аль Тани за помощь в решении гуманитарных вопросов по Украине. Что касается переговоров, к ним в данный момент активно призывает белорусский президент Александр Лукашенко, намекая на то, что цели операции достигнуты — Украина денацифицирована. Если же от диалога отказаться, последствия могут быть самыми ужасными.

Таким образом, мы видим, что данная тема продолжает оставаться в повестке дня. Более того, участие в процессе именно Катара дает некоторый слабый повод для оптимизма.

В первую очередь потому, что мы имеем дело с влиятельным представителем Глобального Юга, который умеет если не дружить, то выстраивать прагматичные отношения и с Западом, и с Востоком, и с организациями вроде «Хамаса», и иными подобными.

В Катаре находится американская военная база. Страна эта активно борется за влияние мирным путем. И надо сказать, что определенные успехи налицо. Но мы не будем здесь петь дифирамбы данному государству. Вывод очень простой: у большинства претендентов стать посредником ничего не получалось, но у одного в итоге может получиться. К слову, именно Катар сейчас выступает главным посредником в урегулировании палестино-израильского конфликта. И там наметился определенный прогресс.

Хотя, конечно, главным фактором на пути к миру является не страна-посредник, а желание враждующих сторон эту самую вражду прекратить. И вот с этим в данный момент значительно сложнее. Но если информация The Washington Post все-таки в той или иной степени верна, то это если не прорыв, то серьезный шаг вперед, который, впрочем, так и не был сделан.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента