Авторынок едет на кредитах

Новые автомобили в Приволжском федеральном округе подорожали на 15%

Несмотря на повышение ключевой ставки, цен на машины и ужесточение условий выдачи займов, объемы автокредитования в Приволжском федеральном округе продолжают расти. Основную долю на автомобильном рынке округа теперь занимают китайские бренды, в основном Chery и Haval. При этом жители Приволжья по-прежнему пытаются приобрести автомобили ушедших из России марок, хотя число запросов на них снижается. Аналитики считают, что размер кредитных ставок на покупку новых автомобилей будут сдерживать программы субсидирования.

Жители Приволжья продолжают покупать новые и подержанные автомобили в кредит, несмотря на рост ставок и цен

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Стоимость новых автомобилей в регионах Приволжского федерального округа за полгода выросла на 15%, до 3,5 млн руб., тогда как средняя цена машины на вторичном рынке поднялась на 2%, до 1,2 млн руб., подсчитали аналитики «Авто.ру». Изменилась и структура рынка, который в подавляющем большинстве теперь представлен китайскими брендами: в Нижегородской области они занимают 87% против 79% в 2023 году и 36% в 2022-м. Доля новых российских автомобилей на рынке сократилась к 2022 году втрое, до 9%. Первичный рынок, прежде всего, представлен брендами Chery и Haval, а также Lada, рассказал руководитель «Авто.ру. Бизнес» по работе с дилерами Рустам Гатауллин на конференции для автобизнеса в Нижнем Новгороде.

В целом покупатели в ПФО довольно консервативны — в доступной ценовой категории кроме китайского и российского автопрома на рынке новых и подержанных машин они отдают предпочтение корейскому бренду KIA, добавил господин Гатауллин.

Число предложений дилеров на рынке новых машин с начала года выросло на 319%, а их просмотры — на 80%. «Во всех сегментах машин стоимостью до 5 млн руб. пользователи стали выбирать подходящие варианты довольно быстро. Однако в сегменте дороже 5 млн руб. они стали более избирательными», — рассказал Рустам Гатауллин.

Что касается подержанных китайских авто, в Нижегородской области доля таких машин выросла до 5% против 0,03% годом ранее, а б/у премиальных автомобилей – до 2%. В последнем сегменте лидируют Volkswagen, Toyota и Porsche. Доля новых автомобилей премиум-сегмента на рынке продолжает падать — в 2024 году она составляет 2% против 3% годом ранее и 5% в 2022-м.

Запрос потенциальных покупателей на ушедшие из России бренды остается по-прежнему высоким, однако год к году он снизился на 7%, отмечает старший менеджер «Яндекса» по развитию крупных клиентов индустрии авто Дарья Медведева. «

Китайские бренды демонстрируют уверенный рост: в прошлом году доля запросов на китайские автомобили в ПФО составляла всего 19%, тогда как сейчас – 26%. Это объясняется тем, что в регионах округа открываются новые дилерские центры, создаются представительства, а китайский автопром представлен уже более чем тремя десятками брендов», — разъяснила Дарья Медведева. На вторичном рынке, который по-прежнему серьезно конкурирует с новыми китайскими машинами, пользователи в основном ищут KIA, Mercedes и BMW.

Любопытная тенденция наблюдается и в автокредитовании: по данным «Авто.ру», процентные ставки на новые автомобили за полгода уменьшились и составили 14,6% в июле. Поскольку в ближайшее время снижения ключевой ставки ЦБ не ожидается, программы субсидирования продолжат сдерживать рост ставок на автомобильные кредиты.

В сегменте подержанных авто иная ситуация: ставки по кредитам выросли до 22%, и покупателям приходится увеличивать срок займа в среднем до шести лет, чтобы получить приемлемый ежемесячный платеж.

«В последние месяцы происходит что-то совершенно непонятное. Ставка продолжает расти вместе с объемами автокредитования. Например, в июле продажи автомобилей выросли на 9%, а объем выдачи кредитов – на 8%. Это исторический рекорд по выдаче, а подобный объем продаж в низкий сезон летом сложно представить», — говорит аналитик «еКредит» Антон Лагун.

Вместе с тем, по данным эксперта, уровень одобрения автокредитов сократился в ПФО с 33% до 29%, что напрямую влияет на объем продаж. Дело в том, что с 1 января ЦБ ограничил банкам возможность включения дополнительных продуктов в кредит.

«То, что приносило дилерам дополнительный доход в кредитной сделке, уже не так просто продавать. Затем власти ввели ограничения по параллельному импорту, а с июля повысили ставку и ограничили возможность выдавать кредиты заемщикам, у которых выплаты по кредитам превышают половину доходов», — объяснил господин Лагун. В такой ситуации дилеры будут вынуждены думать, как повысить первоначальный взнос клиентов по кредиту и помочь ему с одобрением займа в разных банках, отметил эксперт.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), выдача автокредитов в Нижегородской области в первом полугодии 2024 года увеличилась на 33% к январю–июню 2023 года, до 27,1 млрд руб. Директор НБКИ по маркетингу Алексей Волков объяснил рекордные показатели возобновлением массовых поставок новых машин и ожиданиями роста ставок по автокредитам.

Владимир Зубарев

Вся лента