Великий тернистый путь

Как усложняется поставка товаров из Китая в Россию

Импортные товары могут подорожать как минимум на 10% из-за проблем с поставками из Китая. При этом издержки импортеров растут еще сильнее, зачастую они достигают 30%, говорят собеседники “Ъ FM”. Проблемы возникли из-за новых требований компаний в КНР. Они готовы отправлять товар только в ту страну, из которой пришел платеж. Российские игроки сейчас часто отправляют деньги через посредников в других государствах, поэтому маршрут поставки становится сложнее. Это касается не только санкционной продукции. Подробности — у Владислава Викторова.

Фото: Александр Манзюк, Коммерсантъ

Еще месяц назад большинство китайских поставщиков не интересовались, почему товар, оплаченный из Киргизии, идет напрямую в Россию. Теперь они стали запрашивать экспортные декларации, чтобы таких ситуаций не возникало. Импортерам приходится решать эту проблему с помощью новых звеньев в цепочке поставок. Есть экзотические локации, например, Лаос, рассказали собеседники “Ъ FM”. Чаще стал фигурировать Иран, порты в котором используют как промежуточное звено: товары поступают из Объединенных Арабских Эмиратов, затем идут в Азербайджан и только потом на грузовиках — в Россию. И это теперь обязательное требование многих китайских поставщиков, поделился старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло:

«Часть отправителей просит не только оплатить товары через третьи страны. Им необходимо, чтобы и грузы шли по этому маршруту, согласно сопроводительной документации.

Некоторые поставщики боятся вторичных санкций. Банки, в которых у них открыты счета, требуют экспортные документы, подтверждающие вывоз товара за пределы Китайской Народной Республики, но не в Россию».

Проблема не была бы такой острой, если бы касалась только санкционных товаров. Но в черных списках фигурируют товары двойного назначения, под которые попадает любая сложная электроника вроде компьютеров, медицинского оборудования и станков. Доходит до того, что поставщики не хотят напрямую отпускать даже ткани, потому что из них можно сшить форму для вооруженных сил. И в итоге издержки у бизнеса растут, отметил предприниматель Александр, который занимается импортом техники: «Минимум я бы все-таки говорил о 5%, но и до 30% вполне может доходить эта цифра. Если в этих странах допускается транзит, то есть товары не растаможиваются, то издержки не настолько драматичные. Но если это приходить делать, например, в Турции, платить ввозной НДС и так далее, то есть риск дополнительно потерять и 20%».

Что касается итоговой стоимости для потребителей, то конкретные цифры обозначили в ассоциации «Российские автодилеры». По их прогнозам, уже в сентябре новые машины подорожают на 10%, потому что деньги продавцам в Китае поступают иногда с задержками в полгода. И такой рост в целом справедлив для многих товаров, считает исполнительный директор компании Transasia Logistics Кирилл Латинский: «Если мы понимаем, что бизнес использует третьи страны, то в Российской Федерации товар будет стоить дороже минимум на 9%. Помимо этого, платежи быстро не проходят.

В режиме отсутствия стабильности бизнес подстраховывается и пытается приплюсовать большую маржинальность.

Плюс, есть проблемы с оборудованием в Китае, из-за которого ставки на перевозку оттуда очень сильно выросли. Разумеется, эти издержки увеличивают стоимость товаров на полках магазинов».

К слову, премьер Михаил Мишустин в ближайшее время должен встретиться председателем Госсовета КНР Ли Цяном. Одной из главных тем для обсуждений станет ситуация с платежами, подтвердили в правительстве. Впрочем, это не первая попытка решить проблему на государственном уровне, до сих пор такие беседы ни к чему не приводили.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента