Таксисты не догоняют изменения
Какие вопросы к дополнительному полису страхования возникли у перевозчиков
Услуги такси могут подорожать на 20% — участников рынка напугали новые требования, которые вступят в силу уже через две недели. К осени таксистам нужно будет оформить новый для них полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Такой закон приняла Госдума еще в 2023 году. Но перевозчики до сих пор не понимают, как он будет работать. Некоторые таксисты признались “Ъ FM”, что впервые слышат о таких требованиях. Без документа рискуют остаться три четверти водителей, говорят участники рынка. К чему это приведет? Разбиралась Екатерина Вихарева.
Законопроект о расширении ОСГОП на таксистов внесли в Госдуму еще в 2018-м. По задумке, он поможет контролировать профессионализм водителей и увеличит компенсации пассажирам в случае ДТП в четыре раза, до 2 млн руб. Правда, есть одно «но». Страховку выдадут при соблюдении еще нескольких условий: автомобиль должен быть нужного цвета, а водителю необходимо предоставить путевой лист, разрешение на работу и заключение врача. Также ТС должно пройти техосмотр. Председатель союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев говорит, что реальность выглядит иначе:
«Условие выплат по ОСГОП — это исполнение всех требований федерального закона №580, а ему не соответствуют как минимум 80% водителей.
Депутаты обращались в Минтранс с просьбой разъяснить, как это все происходит. В ведомстве ответили, что инфраструктура по прохождению медосмотра и техосмотра в стране должна быть создана. Это заявляется через 11 месяцев после введения закона в действие. Зачем было принимать заведомо невыполнимые требования?»
Без новой страховки перевозчиков ждет штраф до 50 тыс. руб. Но это не значит, что с 1 сентября водители перестанут работать. В «Яндекс Такси» “Ъ FM” напомнили, что законом предусмотрен переходный период, и у сотрудников будет два месяца, чтобы получить полис и уведомить об этом власти. По оценке участников рынка, документ будет стоить 4-5 тыс. руб. в год. Нагрузка ляжет на плечи водителей. Только почему-то не все об этом знают. Так, московский таксист Андрей удивился вопросу “Ъ FM”: «Я вообще не знаю про новую страховку, что-то пропустил эту тему. Готовы ли компании уже оформлять этот полис, какие документы нужны? В Москве у всех есть регистрация в КИС "АРТ", то есть индивидуальные лицензии на работу в такси. Там большие штрафы, если ты, например, не оформил путевой лист, возможна и эвакуация машины на месяц».
Проблемы на этом не заканчиваются. Сейчас расходы водителей на ОСАГО составляют 100-150 тыс. руб. в год. На новую страховку ценник действительно небольшой, но в среднем таксист по разным причинам меняет в год более пяти автомобилей, то есть и оформить ОСГОП придется пять раз. Досрочного возврата, как говорят, не предусмотрено. Согласиться на такую нагрузку рискнет не каждый, подчеркнул глава движения «Форум Такси» Олег Амосов:
«Мы насчитываем примерно 2,5 млн таксистов, а разрешений на сегодняшний день получено 436 тыс. по всей России. Половина из них приходится на Москву и область. То есть легализовано всего 20%.
После вступления в силу 1 сентября еще и этих дополнительных норм мы до конца года недосчитаемся 30-40 тыс. такси. При этом количество водителей увеличивается, они никуда с этой работы не ушли, их, наоборот, больше стало».
Опрошенные “Ъ FM” страховщики уверяют, что норма не отпугнет таксистов от легальной работы, к тому же договор ОСГОП допускает переоформление на другую машину. Проверить это можно будет только после 1 сентября, пока такой документ водителям не выдают. Вместе с тем многие участники рынка в целом не понимают его смысла и ждут роста цен. Среди скептиков и глава Союза пассажиров Кирилл Янков: «По ОСАГО пассажир, получивший травмы, получает компенсацию. Зачем нужен отдельный вид страхования? Может быть, просто модифицировать полис ОСАГО для таксистов?
Только страховые компании на этом выиграют, а пассажир окажется проигравшей стороной, поскольку цена поездок увеличится на 20-25%. Также не исключено, что вырастет рынок поддельных полисов».
Поэтому участники рынка в письме премьер-министру Михаилу Мишустину попросили отложить введение нормы хотя бы до 2025 года. Их неожиданно поддержали в комитете Госдумы по контролю, указав, что закон требует доработки. Минфин, в свою очередь, ответил отказом. Так что водители в беседе с “Ъ FM” задумались: в доставке, например, не требуется ни ОСАГО, ни ОСГОП. Доход такой же, а проблем меньше.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".