На жидкие отходы расставят спецсети
Нижегородскому водоканалу могут передать сбор и очистку бытовых сточных вод
Правительство Нижегородской области обсуждает с Нижегородским водоканалом варианты приема жидких отходов в спецсети, которые компании предстоит построить в шести районах Нижнего Новгорода. Поводом для диалога стало то, что частные ассенизаторы стали сливать отходы в городскую ливневку, мэрия начала изымать у них автомобили, а областные власти задумались, как повлиять на этот «серый» и слабо регулируемый рынок. Кроме строительства приемников отходов водоканалу придется установить отдельный тариф на эти услуги и купить технику. Часть расходов депутаты предложили включить в инвестиционную программу водоканала. Экологи говорят, что эта проблема актуальна и для районов области, где нет центральной канализации.
Комитет заксобрания Нижегородской области по экологии во вторник обсудил с правительством региона ситуацию со сливом нечистот в городские ливневые сети, откуда отходы попадают в реки. Накануне о подобном случае сообщила мэрия Нижнего Новгорода, предупредив нарушителей, что изымет автомобили и оштрафует их на 40 тыс. руб. Прежде региональные санкции за слив жидких бытовых отходов (ЖБО) были жестче и выше федеральных, и природоохранная прокуратура опротестовала их.
Теперь новые санкции не пугают ассенизаторов, сказал председатель комитета Владислав Атмахов. Депутат предложил установить над ассенизаторами общественный контроль, выкрасить в красный цвет люки, в которые нельзя сливать отходы.
По мнению господина Атмахова, нарушители часто не понимают, что рискуют получить штраф. Его коллега Татьяна Гриневич вспомнила, что на ее округе ассенизаторские машины работают ежедневно и водители давно перестали реагировать на депутатскую фотосъемку. По ее мнению, общественный контроль и телесюжеты не способны преломить ситуацию. Владислав Атмахов назвал ситуацию патовой.
Другим вариантом контроля незаконного слива отходов могло бы стать обязательное оснащение ассенизаторских автомобилей системой ГЛОНАСС, как это принято в обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО), предложил присутствовавший на заседании эколог Асхат Каюмов. Такая норма должна быть принята на федеральном уровне — нижегородские депутаты уже неоднократно, но безуспешно обращались с такой инициативой в Москву, парировал Владислав Атмахов. Представители мэрии добавили, что занимаются проблемой незаконного слива уже три года, но у административно-технической инспекции нет ресурсов, чтобы постоянно контролировать нарушения. При этом в городе сейчас есть лишь две точки приема ЖБО.
Депутат Александр Ефремцев считает, что власти должны выделить средства на проектирование и строительство новых точек приема — минимум по одной в каждом из восьми районов Нижнего Новгорода.
Сегодня в Нижнем Новгороде действуют 15 разрешений на перевозку ЖБО для 74 автоцистерн, рассказал заместитель председателя правительства Вячеслав Горев. У участников свободное ценообразование, везти отходы в положенные места они не хотят, как и жители — платить за их услуги. Поэтому министерство ЖКХ и ТЭК рекомендовало главам муниципалитетов создать свои бюджетные учреждения, которые будут заниматься ассенизацией и чьи услуги можно будет регулировать.
«Если цены будут невысокими, “черные” ассенизаторы останутся без работы, им это будет невыгодно. Как только такая система будет создана, мы сможем установить систему отслеживания машин», — поделился планами Вячеслав Горев.
Кроме того, в правительстве полагают возможным привлечь к этой работе Нижегородский водоканал. Министр экологии Денис Егоров рассказал, что провел совещание с представителями коммунальной компании: «Водоканал как гарантирующий поставщик мог бы организовать прием ЖБО в свои сети. Это потребует предоставить отдельные коммуникации под сети и установить тариф, однако именно это направление необходимо рассмотреть», — предложил чиновник. Остальные сети следует оградить от сбросов и обязать собственников охранять их.
Оборудовать приемники для ЖБО водоканал мог бы за счет инвестиционной программы: по расчетам правительства, стоимость одного такого пункта варьируется в пределах 10–12 млн руб. Кроме того, водоканалу придется покупать дополнительный автопарк, на это потребуются бюджетные субсидии. «Если перегрузить на водоканал новые обязанности без соответствующей обеспеченности автопарком, субсидирования и господдержки, никакого эффекта это не даст», — считает Вячеслав Горев.
Дополнительное госрегулирование поможет ликвидировать «серый» рынок, полагает зампред правительства. А машины водоканала можно будет оборудовать системами слежения, чтобы лишить возможности сливать отходы где попало, уверен депутат Денис Бакиев.
Проблема усугубляется еще и тем, что в районах Нижегородской области и в местах расположения частного сектора часто нет централизованной канализации, и жители пользуются септиками. Эколог Асхат Каюмов полагает, что властям стоило бы разработать программу подключения к сетям канализации наподобие существующей программы газификации населенных пунктов. Депутаты также предложили загрузить приемом ЖБО станции очистки сточных вод, построенные в районах по нацпроекту «Экология».
По поводу инициативы правительства в части работы с водоканалом они предложили провести еще ряд совещаний, но опасаются, что из-за ареста генерального директора Ильи Халтурина, которого обвиняют в превышении полномочий, решение вопроса затянется.