Илье Сачкову закрепили приговор
Фигуранту дела о госизмене Верховный суд не изменил наказание
Верховный суд России оставил в силе приговор основателю одной из ведущих международных компаний в области кибербезопасности Group-IB (ныне F.A.С.С.T.) Илье Сачкову, осужденному на 14 лет за госизмену в пользу США. Таким образом высшая судебная инстанция страны отклонила апелляционную жалобу его адвокатов, которые утверждали, что Илья Сачков стал жертвой оговора, а доказательств его вины недостаточно. Заседание прошло в отсутствие осужденного.
Кассационную жалобу на приговор Илье Сачкову, назначенную на десять утра, тройка судей начала слушать только в два часа дня, до этого оставив в силе решение о направлении в Петушки (Владимирская область) дела трех адвокатов покойного Алексея Навального и рассмотрев ряд других обращений.
Сам осужденный Илья Сачков не стал настаивать на личном участии в процессе, поскольку секретные дела не слушают по видеосвязи и в этом случае потребовалось бы его этапирование из колонии строгого режима №17 Красноярска. Там Илья Сачков находится с декабря 2023 года.
В связи с этим ни многочисленных коллег подсудимого, ни его друзей, которые ранее приезжали подбодрить фигуранта, когда его вели по коридору суда, не было.
Адвокаты осужденного Руслан Коблев и Владимир Слащев просили высшую судебную инстанцию страны отменить приговор Мосгорсуда от 26 июля 2023 года, а также решение Первого апелляционного суда общей юрисдикции, который 23 октября счел его законным. «Мы считали и считаем, что в деле отсутствует достаточно доказательств, подтверждающих вину нашего подзащитного»,— сказал «Ъ» господин Слащев, добавив, что адвокаты настаивали на полном оправдании Ильи Сачкова за его «непричастностью» к преступлению.
В материалах дела Ильи Сачкова говорится о передаче им в 2011 году секретных сведений представителям разведки США. Ему вменялось в вину однократное сотрудничество с ФБР. Главным свидетелем обвинения стал осужденный также за госизмену (ст. 275 УК РФ) в 2019 году руководитель второго отдела управления Центра информационной безопасности ФСБ (ЦИБ) Сергей Михайлов.
Ранее сам Илья Сачков выступал свидетелем обвинения по делу силовика. Он утверждал, что экс-сотрудник ЦИБа оговорил его из мести, так как именно он в свое время выяснил, что полковник ФСБ сотрудничает со спецслужбами США. По приговору Московского окружного военного суда (ныне 2-й Западный окружной военный суд) Сергей Михайлов получил 22 года заключения. Сам Илья Сачков, задержанный в 2021 году, вину отрицал и называл свое уголовное преследование новым делом Дрейфуса. Он сравнивал себя с капитаном французской армии, который в конце XIX века во Франции был вначале приговорен к пожизненному сроку за шпионаж в пользу Германии, но впоследствии полностью оправдан.
Слушание в Верховном суде России прошло за закрытыми дверями и заняло чуть больше двух часов. В итоге суд не принял доводы адвокатов и согласился с прокуратурой, которая не нашла оснований для отмены или изменения приговора.
Покидая суд, защитники подсудимого, которые ранее заявляли, что освобождение Ильи Сачкова если и будет возможно, то не по решению судебной власти, а благодаря политической воле, что возможно через помилование, на этот раз комментировали данный вопрос весьма осторожно. Так, адвокат Руслан Коблев отметил, что пока вопрос подачи такого прошения с подзащитным не обсуждался.
При этом адвокат добавил, что нахождение Ильи Сачкова в колонии в условиях СВО и западных санкций не приносит пользу стране, назвав фигуранта выдающимся бизнесменом. «Его личность весьма незаурядная. Не зря он трижды встречался с российским президентом, которому его представляли как российского Илона Маска. Нельзя забывать, что он создал одну из самых эффективных российских компаний по кибербезопасности, которая в условиях фактической кибервойны против России не пропустила ни одного удара. Разработанные ею алгоритмы продолжают защищать критически важные объекты экономики страны и ее безопасность»,— сказал господин Коблев.
По закону Илья Сачков также имеет возможность обжаловать приговор в порядке надзора в президиуме Верховного суда России.