Турецкая ставка застыла на ожиданиях роста цен
ЦБ страны и население по-разному оценивают будущую инфляцию
Центральный банк Турции во вторник пятый раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 50% годовых. Заявления регулятора по итогам заседания от предыдущих отличались не столько содержательно, столько интонационно, главным образом — осторожностью. Несмотря на замедление инфляции в июле, турецкий ЦБ указал на возможность ужесточения денежно-кредитной политики при отсутствии прогресса в достижении его целевых ориентиров. Беспокойство регулятора вызывает заметное расхождение его прогнозов с инфляционными ожиданиями населения: пока в центробанке ждут снижения темпов роста цен к концу года до 38–42%, прогнозные оценки населения колеблются вблизи отметки в 70%.
ЦБ Турции 20 августа, как и ожидалось, оставил ключевую ставку на уровне 50% годовых. До этого максимального более чем за 20 лет уровня она была повышена в марте. Заявление по итогам заседания содержательно повторяло предыдущие: регулятор пояснил, что при принятии решений ориентируется на поступающие данные, и подчеркнул, что намерен добиться достижения целевого уровня инфляции в 5% в среднесрочной перспективе.
Интонационно, впрочем, заявление отличается от прежних: ЦБ был заметно осторожнее в части, касающейся будущего денежно-кредитной политики (ДКП).
В частности, особо отмечена сохраняющаяся возможность ее дальнейшего ужесточения — такой сценарий возможен, если прогресс в достижении промежуточных инфляционных ориентиров не будет просматриваться на горизонте ближайших месяцев.
Отметим, что в июле инфляция в Турции несколько замедлилась: по данным статистического управления страны, в годовом выражении показатель снизился почти на 10 процентных пунктов, до минимальных с осени прошлого года 61,78% после 71,6% месяцем ранее. Таким образом, замедление инфляции фиксируется второй месяц подряд (в июне оно наблюдалось впервые за год). «В июне мы завершили переходный период: годовая инфляция начала замедляться. В июле снижение было довольно сильным, мы ожидаем, что этот процесс продолжится в августе»,— отмечал министр финансов Турции Мехмет Шимшек.
Глава турецкого ЦБ Фатих Карахан оценивал перспективы более осторожно: «Очевидно, что в последнее время наблюдается снижение темпов инфляции. Но у нас нет достаточной уверенности в том, что это надолго». При этом он заявлял, что прогноз регулятора о перспективах инфляции пока не изменился: в ЦБ по-прежнему ожидают, что к концу года она будет в границах 38–42%. Интересно, что в третьем квартале диапазон возможных значений не сужается — представители центробанка объясняют это «растущей неопределенностью на фоне последних геополитических событий». Более конкретных факторов, влияющих на прогнозные значения, в ЦБ пока не называют.
Осторожность турецкого регулятора в заявлениях и действиях может быть связана с сохраняющимся расхождением его собственных оценок с инфляционными ожиданиями населения.
Опросы последних месяцев свидетельствуют о том, что домохозяйства к концу года ждут значения инфляции вблизи 70%. Ожидания населения продолжают подогревать внутренний спрос — в таких условиях разворот ДКП в сторону смягчения не рассматривается.
Отметим, что такие ожидания населения — во многом следствие нетрадиционной монетарной политики (снижение ключевой ставки при росте инфляции), которую ранее проводил турецкий центробанк. Страна отказалась от нее в прошлом году, однако переубедить население, привыкшее к постоянно растущей инфляции, пока не получается. С учетом прошлого опыта домохозяйств центробанку, вероятно, потребуется немало времени на то, чтобы «заякорить» такие ожидания домохозяйств. Исследования экономистов свидетельствуют о том, что цель в таких условиях достижима только при проведении жесткой ДКП (см. “Ъ” от 31 октября 2022 года).