«Картина может находиться на хранении в Женеве»
Дмитрий Буткевич — о судьбе «Спасителя мира»
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, почему купленное наследным принцем Саудовской Аравии полотно может стать «культурным якорем» в Эр-Рияде.
И снова вспоминаем о самой дорогой картине в мире, купленной на открытых торгах. Salvator Mundi, «Спаситель мира» — картина стоимостью $450 млн, приписываемая кисти Леонардо да Винчи. Она была приобретена на аукционе Christie’s в 2017 году. Продали ее от имени российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева, купили от лица наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана. С тех пор картину никто не видел. Говорили, что она хранится где-то на яхте, спорили об аутентичности, то есть о подлинности работы. Теперь выясняется, согласно расследованиям западных журналистов, что она может находиться на хранении в Женеве.
Хорошей новостью, по мнению СМИ, является то, что ее нынешний владелец может в конечном итоге сделать ее доступной для публичного просмотра. Наследный принц Саудовской Аравии, часто называемый сокращенно МБС, планирует выставить ее в будущем музее в Эр-Рияде, где картина будет служить культурным якорем подобно «Моне Лизе» в парижском Лувре. Статья в значительной степени основана на информации, которую предоставил некий высокопоставленный сотрудник службы безопасности правительства Саудовской Аравии, имеющий связи на самом высоком уровне в западных разведывательных организациях, а также на интервью «как с саудовскими друзьями, так и с противниками МБС, а также высокопоставленными западными шпионами и дипломатами».
Согласно этим данным, покупка МБС Salvator Mundi была частью более масштабных усилий по модернизации Саудовской Аравии. Эти усилия выходят за рамки искусства и охватывают спорт, включая значительные инвестиции в мировые спортивные мероприятия, в том числе заявку на проведение чемпионата мира по футболу в 2034 году, а также многомиллионные турниры по теннису и гольфу, что получило название «спортивной промывки» (sportswashing). Кстати, некоторые эксперты утверждают, что стиль картины не соответствует известным работам Леонардо, особенно в плане пропорций фигуры и черт лица. И картина очень зареставрирована.