Harley-Davidson свернул с инклюзивного пути
Почему бизнес в США отказывается от программ по поддержке расовых и сексуальных меньшинств
Американские компании начали отказываться от инклюзивности. 19 августа свою программу по защите меньшинств и равноправия свернул производитель мотоциклов Harley-Davidson. Из-за нее бренд столкнулся с критикой и даже бойкотом со стороны клиентов. В июле на аналогичный шаг пошли несколько машиностроительных корпораций и IT-гигант Microsoft. С чем связаны эти решения бизнеса? Разбирался Иван Хорушевский.
Американские корпорации начали активно развивать программы инклюзивности в 2020-м. Тогда в стране набирало силу движение Black Lives Matter. Harley-Davidson была в числе первых компаний, вставших на путь защиты расовых и сексуальных меньшинств. Спустя четыре года ей это припомнили.
В июле консервативный активист Робби Старбак заявил, что производитель мотоциклов массово сокращает белых сотрудников и спонсирует ЛГБТ-сообщество. В России оно признано экстремистским и запрещено. Целевой аудитории бренда обвинения показались весомыми, и Harley-Davidson объявили бойкот. От инклюзивности пришлось отказаться. Это ожидаемый итог, полагает мотожурналист Александр Астапов. Однако, по его мнению, рано или поздно корпорации все-таки придется сменить имидж: «Если вы поедете кататься по Америке, то обнаружите, что 50% трафика за городом —это Harley-Davidson семейства Touring, еще 25% — остальные модели марки. И только оставшиеся 25% — это BMW, Honda и так далее.
Harley-Davidson всегда ориентировался на 100-процентных американцев. Более того, они делали упор местами на неприкрытый расизм: вспомним модель Fat Boy, которая была названа в честь атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму и Нагасаки. Просто целевая аудитория стареет и вымирает естественным образом, и им нужно всерьез задуматься и сделать реально актуальную модельную линейку для тех, кому еще нет 50 лет».
Спрос на мотоциклы Harley-Davidson постепенно падает почти десятилетие, отмечают собеседники “Ъ FM”. В первом квартале 2024-го продажи сократились на 7%, чистая прибыль рухнула на $70 млн год к году Производитель пытается исправить ситуацию: разрабатывает более дешевые и легкие модели, запускает производство электромотоциклов. Но пока все бесполезно, говорит мотоэксперт Роман Ситников: «В 2015 году в линейку добавили мотоциклы с объемом двигателя 500-750 куб. см, собираемые в Индии, сейчас появились китайские — 300-500 "кубов". И они освежили модельный ряд, добавили мотоцикл, ориентированный на более дерзких райдеров, появился туристический эндуро Pan America, достаточно интересный новый Sportster S. Но пока все это пошло не совсем так, как ожидалось».
Инклюзивные программы бренду тоже не помогли. К слову, сворачивает их не только Harley-Davidson. В июле аналогичное решение принял производитель сельхоз-техники John Deere и тоже под давлением консервативных потребителей. Компания, как и производитель мотоциклов, начала терять деньги, поэтому ход можно считать исключительно коммерческим. А вот IT-гигант Microsoft не сталкивался ни с критикой, ни с оттоком пользователей. Но команду по обеспечению равноправия распустил. «Ее работа уже не так важна для бизнеса»,— объясняло руководство. Сейчас американские корпорации действительно пересматривают подходы к инклюзии, отмечает основатель стартапа Ultra Motors Андрей Зиновьев, который сотрудничает в том числе с инвесторами из США:
«С одной стороны, есть идеологическая составляющая, где нужно брать на работу или повышать до управляющих и руководящих позиций людей с определенным цветом кожи или каким-то специальным образом идентифицирующих себя. С другой стороны, есть экономическая целесообразность. Кадровые решения или выбор партнеров и других контрагентов по любым основаниям, кроме экономических, достаточно быстро приводит к не всегда приятным результатам. Если говорить про тренд инклюзивности, я думаю, что он все-таки сохранится, но будет намного более избирательным, чем сейчас».
Один из главных критиков политики инклюзивности — Илон Маск. В июле он даже анонсировал перенос штаб-квартиры Space X в Техас из Калифорнии, где приняли новый закон о защите представителей сексуальных меньшинств. Неизвестно, правда, как убеждения Маска отразятся на его бизнесе, но уважение Рамзана Кадырова он уже точно заслужил.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".