«Оценщики не могут оставаться в стороне от развития современных технологий»

Управляющий партнер компании «Российская оценка» Александр Иванов о настоящем и будущем оценочной отрасли

Как изменился за последние 12 месяцев российский рынок оценщиков, почему усиление контроля над деятельностью оценщиков не решит давнюю проблему демпинга в отрасли, работают ли федеральные стандарты оценки, принятые правительством два года назад, и что нужно делать оценочной компании, чтобы ее услуги оставались востребованными, рассказал управляющий партнер компании «Российская оценка» Александр Иванов.

Управляющий партнер компании «Российская оценка» Александр Иванов

Фото: Российская оценка

— Как, на ваш взгляд, изменился рынок оценщиков за минувший год?

— Никаких кардинальных изменений не произошло. Мы работаем с крупными корпоративными и государственными клиентами. Рынок для крупных потребителей демонстрировал стабильность и даже рост объемов работ по оценке. Мы видим рост деловой активности, увеличение M&A сделок, расширение операций с корпоративными активами. Увеличивается число ПИФов, и, соответственно, растет объем заказов по оценке от этих структур.

В 2023–2024 годах отдельным пластом работ стала оценка активов, принадлежащих иностранным компаниям, уходящим из России, но ее пик был в конце прошлого года. В то же время розничный рынок (оценка для физических лиц) продолжает стагнировать и сужаться прежде всего за счет существенного снижения ипотеки и автоматизации процесса оценки со стороны банков. Думаю, даже c нормализацией объемов кредитования рынок оценки для ипотеки перестанет существовать в ближайшие три-четыре года в связи с развитием продуктов автоматизации на базе искусственного интеллекта (ИИ). Такая же судьба чуть позже ждет и оценку всех типовых объектов с развитым рынком.

— Вы более 28 лет в профессии. Как вы думаете, поможет ли начавшаяся в прошлом году реформа оценочной отрасли убрать с рынка неквалифицированных демпингующих игроков?

— Я сторонник планомерных, последовательных и долгосрочных действий по повышению квалификации оценщиков и качества их работ. К сожалению, общий тренд на формальное и бессистемное, несколько хаотичное усиление контроля над деятельностью оценщиков не приводит к ожидаемым результатам. Очень часто ужесточение контроля делается именно ради его усиления и по определению не может привести к повышению качества. Яркий пример — сдача квалификационных экзаменов оценщиками раз в три года. Очевидно, что эта мера требует больших административных затрат. Создается видимость большой деятельности, которая не приводит к повышению качества реальных отчетов об оценке. Причем для допуска к профессии квалификационный экзамен вполне разумная мера. Также происходит бессмысленное усложнение тестов — сдача квалэкзамена все больше напоминает сдачу ЕГЭ в его худших проявлениях: умение очень быстро решать школярские задачки с большим объемом данных никакого отношения к качеству работы оценщиков не имеет.

Как всегда, от такого ужесточения страдают добросовестные оценщики, а те, кто лепит странные отчеты, работают, как и прежде, и текущий очень жесткий контроль до них почему-то не дотягивается. Что касается демпинга, то невозможно бороться с ним, с одной стороны, и принуждать (через ФЗ №94 и №214) выбирать оценщика только по самой низкой стоимости услуг, практически не учитывая опыт и квалификацию оценщика — с другой.

Предлагаемые нормы по допуску к оценке государственного имущества требуют, чтобы в течение трех лет отчеты оценщика не признавались судом недостоверными. К тому же решение суда о недействительности ведет к имущественной ответственности оценщика. При этом суд принимает решение о недостоверности на основании заключения судебного эксперта, который не попадает под регулирование законодательства об оценке, и ему нет необходимости сдавать квалэкзамен, быть членом СРО и т. п. И по моему опыту — во многих случаях квалификация таких судебных экспертов гораздо ниже квалификации оценщика, чей отчет он «проверяет». Все это ставит оценщиков в очень уязвимое положение.

Я считаю, что текущий контроль в таком формате является избыточным. Важнее сосредоточиться на долгосрочных, непротиворечивых мерах, направленных на повышение репутации оценщика. За 30 лет существования оценки в России был пройден большой путь, профессионализм и качество работы оценщиков, планомерная и долгосрочная работа дает свои результаты, важно объединить усилия оценщиков, потребителей и регулятора по возможности отбора оценщиков с наибольшим опытом и наилучшей репутации, а не по единственному критерию — цене.

— В апреле 2022 года Минэкономразвития приняло новые стандарты оценки. Будучи сопредседателем Экспертного совета СРО НКСО, как вы оцениваете их влияние на уровень качества оценки и на рынок оценщиков в целом?

— Новые стандарты вызвали различные отзывы в оценочном сообществе: шесть месяцев обсуждений, вебинары и круглые столы, в которых в том числе принимал участие и я, помогли раскрыть суть ключевых положений и нововведений и обозначить места, по которым должна быть наработана практика.

Мне с самого начала нравилась концепция новых стандартов, и за время их использования моя позиция только утвердилась: новые стандарты пошли на пользу оценочной деятельности в России. У потребителей и оценщиков появилось больше возможностей для адекватного формирования объекта оценки, выбора вида стоимости с учетом целей оценки. Многие оценщики на практике убедились в полезности таких инструментов, как, например, письма-представления с подтверждением всей необходимой информации и ключевых допущений.

Очень важным аспектом является возможность уточнения задания на оценку в процессе оценки, особенно в части уточнения допущений и ограничений. Новые стандарты фактически легализовали отчет об оценке в виде электронного документа и дали возможность представления приложений в электронном виде, что на практике оказалось очень удобно как для оценщика, так и для потребителя. И, конечно, важно появление такой категории, как специальные допущения — допущения, которые помогают потребителям учитывать возможные будущие изменения и их влияние на стоимость объекта оценки.

Поэтому, я считаю, новые стандарты оценки стали ближе к реальной жизни и в большей степени соответствуют задачам потребителей, их введение привело в целом к повышению качества работы оценщиков. Ждем обновления специальных стандартов оценки, особенно по оценке недвижимости и бизнеса.

— Еще одно нововведение на рынке — апелляционный орган при Совете по оценочной деятельности. От него многого ждали оценщики. Вы являетесь членом комиссии по апробации — насколько его работа соответствует ожиданиям?

— Я принимал участие в работе апелляционного органа по рассмотрению нескольких отчетов, взаимодействуя в совокупности с десятью членами комиссии. За это время и видел очень странные претензии крупных потребителей и не очень понятную позицию СРО по защите оценщика, и, к моему глубокому удовлетворению, в каждом случае комиссия вела себя очень грамотно, всегда принимая наиболее профессиональные решения. Поэтому, понимая немного работу апелляционного органа изнутри, я позитивно оцениваю его работу. Я знаю, что, если моя компания столкнется с необоснованными претензиями, мы можем рассчитывать на профессиональное рассмотрение нашего спора в апелляционном органе и, безусловно, воспользуемся этой возможностью.

— Как вы оцениваете результаты деятельности вашей компании в 2023 году и первом полугодии 2024-го?

— 2023 год был одним из самых успешных для компании «Российская оценка» как по объему выручки, так и по разнообразию интересных проектов. Мы переехали в новый современный офис, создали пространство для работы и общения. Благодаря использованию современных платформ мы продолжаем также поддерживать работу в удаленном формате, что обеспечивает всем членам нашего коллектива гибкость в построении своего рабочего графика. Благодаря накопленному опыту взаимодействия удаленных команд нам удалось привлечь в компанию молодых одаренных ребят из различных регионов нашей страны, и это очень большая удача для компании. Как ни странно, у нас увеличился объем работы по международным проектам как за счет уходящих компаний, так за счет стран СНГ.

Первая половина 2024 года также вселяет в меня оптимизм — у нас хороший задел до конца года и несколько очень интересных и важных проектов.

— Компания «Российская оценка» 20 лет является одним из лидеров российского рынка. Вы работаете с крупнейшими клиентами. Какие ключевые уроки вы вынесли из этого сотрудничества?

— Я бы выделили три ключевых урока, полученных от клиентов в 2023 году:

  • Клиенты не хотят просто получить отчет об оценке, им важно решить определенную управленческую задачу в установленные сроки. Поэтому очень важно понимать, какую именно задачу решает клиент, сформировать с учетом этого объект оценки и задание на оценку с пониманием объема доступной информации и ограничений. Мы видим, что у всех крупных клиентов сформировались профессиональные команды, хорошо разбирающиеся в вопросах оценки, с которыми очень комфортно говорить на одном языке и не только формировать задание на оценку, но и согласовывать предпосылки, допущения и результаты проведенной оценки. Нужно как минимум профессионально соответствовать уровню команды клиента.
  • Клиенты ценят, когда ты им говоришь «нет». Даже когда клиент торопит со сроками, не дает информацию и требует отчет, очень трудно ему отказать. Всегда хочется сказать «да», мы выпустим отчет на три дня раньше. Но выпуск отчета плохого качества гораздо хуже сказывается на репутации компании, и самое главное — не решает задач клиента. Поэтому я заметил, что, когда аргументированно говоришь «нет», клиент соглашается с этим и в итоге начинает более уважительно относиться к оценщику.
  • Невозможно быть востребованным, если ты оказываешь моноуслугу в устаревшем формате. Сегодня клиенту нужна не только фиксация факта, но и предметный анализ, включающий due diligence, технический аудит, поиск — инвентаризация, форензик и прочие управленческие решения — оптимизация бизнес-процессов, повышение эффективности использования оборудования и прочих активов, ИТ-решения. Тренд на такой комплексный подход с 2023 года является наиболее востребованным, и мы к нему готовы.

И в завершение я хочу выделить один из наших проектов, который, по всей видимости, станет самым крупным в 2024 году для нашей компании. Мы уже более десяти лет для крупнейшей госкорпорации оцениваем обязательства, связанные с отраслевой спецификой деятельности. По сути, это уникальные объекты, для оценки которых в свое время были разработаны и утверждены отраслевые методические рекомендации. Работа очень трудоемкая. И в нынешнем году начался процесс автоматизации расчета с разработкой специализированных ИТ-решений. Это позволит существенно повысить оперативность решения поставленной сложной задачи. Этот проект отражает два общих тренда развития нашей профессии на ближайшие годы:

  • индивидуальная оценка нужна будет для сложных и уникальных объектов;
  • чтобы остаться в профессии, нужно осваивать инструменты автоматизации и обработки данных. Оценщики не могут оставаться в стороне от развития современных технологий, в том числе основанных на базе искусственного интеллекта.

Подготовила Кира Васильева

Вся лента