Банки блокируют карты

Почему граждане попадают в списки нежелательных адресатов по переводам

Клиенты российских банков жалуются на блокировку карт и счетов. Претензии к финансовым учреждениям участились после вступления в силу поправок к закону «О национальной платежной системе», пишет Forbes. Так, на финансовом маркетплейсе «Банки. ру» свыше 40 отзывов граждан о внезапной блокировке их счетов и карт в Сбербанке, ВТБ, МТС-банке, Совкомбанке и других крупных организациях. Перевод значительных сумм, нехарактерные для клиента операции вызывают у банков подозрения. Все это может привести к потере доступа к обслуживанию всеми кредитными организациями. И с этим сталкиваются даже благонадежные клиенты.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Система выявления подозрительных операций пока несовершенна, признает зампред правления Ланта-банка Ирина Рысь: «Банки вынуждены исполнять требования, которые предъявляет законодательство и инструктивные материалы Банка России. Конечно же, система неидеальная, есть некоторые перегибы. Например, в список нежелательных адресатов по переводам могут попасть совершенно нормальные люди. Достаточно долго и сложно на текущий момент их реабилитировать, есть определенная пробуксовка. Нельзя говорить о том, что в течение пяти минут проблема решена и платеж уйдет, определенные задержки есть.

Каковы основные сценарии блокировки? Платеж на один из счетов из так называемого черного списка, то есть это счета, которые были уже замечены в мошеннических операциях. Также, естественно, у каждого банка есть своя антифрод-система, и он обращает внимание, когда идет слишком крупная сумма, либо перевод проходит не в характерное время для обычных операций клиента, например, глубоко ночью».

Согласно изменениям в законодательстве, банки обязаны обмениваться сведениями о так называемых подозрительных клиентах и передавать эти данные в Центробанк. Также с целью защиты от мошенников финансовые организации на двое суток должны блокировать перевод средств, если получатель находится в черном списке регулятора. При этом в самом Центробанке уверены, что попадание благонадежного клиента в этот реестр маловероятно.

Механизмов моментального исключения из этого списка пока нет, объясняет эксперт по борьбе с мошенниками одного из коммерческих банков Николай Пятиизбянцев: «Происходит это, как правило, по той причине, что данный клиент банка кому-либо продал свои карты либо доступ в мобильный банк. Третьи лица, мошенники воспользовались его счетами, чтобы вывести похищенные денежные средства. В других банках человек может быть хорошим образцовым зарплатным клиентом, пенсионером, еще кем-то, ничего не нарушать, но он продал данные карточки, и мошенники этим воспользовались. Тогда он попадает в эту базу.

Для того чтобы из нее выйти, клиент может обратиться в интернет-приемную Центрального банка, подать заявление. И если банк получателя подтверждает, что да, были похищены денежные средства, из базы данных регулятора этого человека не исключат».

Собеседница “Ъ FM”, которая пожелала остаться анонимной, столкнулась с блокировкой всех своих карт в конце июля. По ее словам, сведения о ней в черный список регулятора поступили от банка, услугами которого она никогда не пользовалась: «Начали приходить на телефон сообщения от всех банков об ограничении доступа в приложения и счета. Не могу даже оплатить мобильную связь.

Писали обращение в Центробанк, ждали неделю. Пришел отказ, ЦБ сослался на то, что такой-то банк передал на меня информацию. Обратившись в финансовую организацию, я получила разъяснение, что полгода назад в этом банке на мое имя открыл счет мошенник, хотя я про этот банк в первый раз слышу. Все заблокировано уже месяц, ничего нельзя сделать, даже заплатить кредит».

Юристы рекомендуют гражданам, которые обнаружили себя в черном списке Центробанка, обращаться с письменным обращением к регулятору. При отказе клиенты могут привлечь суд, говорит специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов: «Благонадежные клиенты, к сожалению, тоже попадают. Если заблокировали счет, то это проще: просто нужно прийти в отделение банка с паспортом и уже совершить какие-то действия — перевод или снять деньги со счета. По закону ЦБ рассматривает обращения физлиц на исключение из списка в течение 15 дней. Если же не поможет, то тогда только суд. Если удастся доказать, что гражданин не финансировал терроризм и является добропорядочным гражданином, то все пройдет нормально. Шансы очень высоки. В любом случае потребуется время для того, чтобы все доказать».

В Ассоциации банков России заявляли, что с попаданием в черный список сталкиваются также юридические лица и предприятия, ведущие легальную деятельность. Например, это может происходить из-за получения ими платежей с украденных или утерянных карт. В Центробанке отмечают, что занимаются отслеживанием таких переводов и стараются минимизировать риски включения добросовестных организаций в этот реестр.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Анна Кулецкая

Вся лента