Язык до расторжения доведет
Военный суд отменил контракт Минобороны РФ с гражданином Дании, отправленным на СВО
Военный суд признал недействительным решение Минобороны о заключении контракта с гражданином Дании. По словам адвоката, его доверитель, с октября 2023 года служащий в зоне проведения СВО, не знает русского языка, а закон «О воинской обязанности и военной службе» запрещает заключать контракты с иностранцами, не владеющими государственным языком России.
2-й Западный окружной военный суд удовлетворил иск гражданина Дании о расторжении контракта с Минобороны России. Как сообщил “Ъ” адвокат Роман Петров, представляющий в суде интересы истца, таким образом апелляционная инстанция отменила решение Московского гарнизонного военного суда, который в июле отказал в удовлетворении иска.
Как пояснил господин Петров, датчанин, несогласный с европейским политическим климатом, прилетел в Россию летом прошлого года.
«Его мама в свое время была в России, поэтому в его семье к нашей стране относились хорошо»,— пояснил защитник.
В октябре у датчанина заканчивался срок пребывания в стране, и его московский знакомый предложил ему способ остаться в России: заключить контракт с Минобороны. «Мой доверитель сам до конца не понимал своих действий, он не представлял, где окажется после заключения контракта. Ему дали бумагу — он подписал. Текст документа ему никто не перевел, копию контракта на знакомом ему языке не предоставили, а русского языка он не знает. В центре, где с ним заключили контракт, он разговаривал на английском языке. Вообще он писал мне, что рассчитывал служить пограничником в Сибири или переводчиком, но попал "за ленточку"»,— отметил Роман Петров.
С октября 2023 года по настоящее время гражданин Дании находится на СВО. Служит в звании рядового.
В начале этого года, сообщил господин Петров, датчанин обратился к нему за помощью. «У него возник конфликт с командиром воинской части, в которой он служил. Мой клиент вышел ночью за телефоном, чтобы послушать музыку для медитации, это не понравилось командиру, который начал на него кричать на незнакомом для него языке и направлять в его сторону автомат. Этот факт я описал в жалобе в военную прокуратуру, после чего моего доверителя перевели в небоевое подразделение,— рассказал адвокат.— Кроме того, никто из его сослуживцев не говорит на английском языке, что угнетает моего подзащитного. Он также сообщал, что его третируют морально и физически».
Роман Петров пояснил, что подразделение Минобороны, через которое был подписан спорный документ, нарушило закон «О воинской обязанности и военной службе».
«Данный закон запрещает заключать контракт с иностранным гражданином, который не понимает русского языка. В данном случае контракт был подписан без перевода на английский язык, из-за чего возникла ситуация, при которой мой клиент, не желая стать участником СВО, оказался там. Он не мог понять содержимое контракта. Поэтому если бы мой клиент настаивал на подписании контракта, то ему должны были отказать»,— пояснил адвокат.
Вернувшись с СВО, датчанин хочет остаться в России.