Правоохранители поспорили из-за «Русской общины»
Прокуратура снова не дала СКР возбудить дело против петербургских полицейских, задержавших правых активистов
Прокуратура второй раз отменила возбужденное Следственным комитетом РФ (СКР) уголовное дело в отношении полицейских, которые задержали активистов «Русской общины Петрограда» после потасовки с таксистами на Комендантском проспекте. Участников националистического движения, называющих себя «дружинниками», доставили в ОВД вечером 19 августа. Впоследствии они были признаны виновными в мелком хулиганстве и административно арестованы. Первоначально дело было возбуждено по поручению главы СКР Александра Бастрыкина, однако данное решение так и не нашло отклика у надзорного ведомства.
Как сообщили «Ъ-СПб» источники в правоохранительных органах, прокуратура снова не нашла подтверждения обстоятельствам, на основании которых следственными органами было принято решение о возбуждении дела в отношении сотрудников МВД по факту служебного подлога (ст. 292 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). 20 августа СКР возбудил дело на полицейских, которые составили в отношении доставленных в ОВД активистов «Русской общины Петрограда» якобы подложные документы о совершении ими мелкого хулиганства, после чего последние были осуждены.
В Следственном комитете полагают, что полиция действовала при задержании активистов без законных оснований. Там пришли к выводу, что общественники приехали на Комендантский проспект лишь для того, «чтобы выяснить причины происходящих на данном месте конфликтов в сфере такси».
«Далее сотрудники полиции доставили общественников в отделы полиции УМВД России по Приморскому району города Санкт-Петербурга, где составили в отношении доставленных лиц подложные документы о совершении активистами мелкого хулиганства, что опровергается собранными следствием доказательствами»,— отметили в СКР.
В Telegram-канале «Русской общины Петрограда» объяснили конфликт так: «Недавно на маршрут попробовал зайти легальный таксопарк. Появились русские ребята с лицензиями. Они просто решили подработать там на законных основаниях. И сразу же стали страдать от нападок выходцев из Республики Дагестан. Южане угрожали им физической расправой и обещали выкинуть с "их точки"».
Там добавили, что, как только об этом стало известно, «дружинники» приехали в Приморский район «пресечь эти противоправные действия и призвать стороны к законной и здоровой конкуренции», но в итоге сами оказались в ОВД. Впрочем, по словам «общинников», некоторые из их оппонентов тоже уехали в отдел.
Впоследствии данные материалы о якобы совершенных правонарушениях были переданы в Приморский районный суд и послужили основанием для признания «дружинников» виновными. Тогда суд пришел к выводу, что действия сотрудников правопорядка были законными, и назначил административный арест: десяти задержанным — на сутки, двоим — на трое. Двум уроженцам Дагестана также назначили по трое суток ареста.
После поднявшегося в сети шума, преимущественно в сообществах правого толка, на ситуацию отреагировал председатель СКР Александра Бастрыкин.
Глава комитета поручил возбудить уголовное дело в отношении полицейских, но буквально на следующий день по решению заместителя прокурора города Алексея Мещерского производство по нему было прекращено, так как надзорное ведомство не усмотрело неладного в действиях стражей порядка. Позже Первое управление по расследованию особо важных дел ГСУ СКР по региону возбудило дело сразу по двум статьям, однако 22 августа оно было вновь прекращено прокуратурой.
Надзорное ведомство посчитало, что заключение следствия о подложности составленных полицейскими административных материалов является «умозрительным», так как эти документы не были изучены. В свою очередь, у суда, который выносил приговоры правонарушителям на основании полицейских протоколов, сомнений в их подлинности не возникло, отметил знакомый с ходом дела собеседник «Ъ-СПб» в правоохранительных органах.
Добавим, что во время своего выступления на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) Александр Бастрыкин, говоря о преступности в среде мигрантов, заявил, что между СКР и прокуратурой, которая, по его мнению, часто не дает хода подобного рода делам, идет «борьба». «Я избрал тактику борьбы с прокуратурой таким образом: они отменяют, а я даю команду повторно возбудить. Иногда до трех, до четырех раз приходится»,— посетовал он.