Генеральный директор Краснодартеплоэнерго Руслан Хайров: «70 процентов теплосетей в Краснодаре уже выработали свой ресурс!»
Выправить ситуацию помогут новые технологии и дополнительные инвестиции
Генеральный директор Краснодартеплоэнерго Руслан Хайров
Фото: Анастасия Савина
Генеральный директор Краснодартеплоэнерго Руслан Хайров
Фото: Анастасия Савина
Примерно треть всей производимой в крае тепловой энергии приходится на Краснодар, здесь же находится каждый четвертый метр теплосетей на Кубани. Поэтому именно ситуация в краевой столице становится ориентиром для развития других муниципальных образований. За последнее время здесь уже опробовали несколько нововведений, которые значительно улучшили ситуацию с обеспечением населения отоплением и горячей водой. Но и проблем в отрасли хватает. Об этом мы пообщались с генеральным директором Краснодартеплоэнерго Русланом Хайровым. Это самый крупный поставщик ресурса в регионе.
«Любое время года для нас, теплоэнергетиков,— это горячая пора»
— Руслан Зирякович, лето завершается. К зиме уже готовы?
— Мы четко понимаем, что, где и в каком объеме нужно сделать: где нужен ремонт или профилактика, а куда необходимо поставить дополнительное обслуживание, любые работы изначально планируются и впоследствии реализуются. Мы уже подготовили около 120 котельных из 163 и почти сто центральных тепловых пунктов из 114. Провели гидравлические испытания на плотность и прочность на 450 километрах сетей из 573. Также провели капремонт участков общей протяженностью в два километра, в плане еще чуть более трех. До 1 октября закончим все основные работы, и краевая столица будет полностью подготовлена к предстоящему отопительному сезону.
К отопительному сезону в Краснодаре начали готовиться еще с апреля
Фото: Анастасия Савина
К отопительному сезону в Краснодаре начали готовиться еще с апреля
Фото: Анастасия Савина
Может быть, какие-то цифры в объемах выполнения работ и уменьшились по сравнению с предыдущими годами, но эффекта от мероприятий, которые мы реализуем в текущем межотопителном периоде, в разы больше. Мы пересмотрели подход: раньше выполняли работы на внутриквартальных тепловых сетях, а в последние два года упор делаем именно на сети больших диаметров.
Этой зимой собираемся снова обеспечить нулевую аварийность на магистральных сетях. Для этого дополнительно устанавливаем более 400 единиц запорной арматуры разного диаметра: если случится порыв, сможем оперативно и с минимальными ограничениями потребителей отключать именно конкретный сектор с повреждением, и это не будет приводить к глобальному отключению наших абонентов.
Действует и программа по восстановлению наружной теплоизоляции. Из плановых 26 тыс. погонных метров почти десять тысяч выполнено. Качественно продвинулись и в части разрытий, которые остаются после выполнения работ: в 2023 году на данное время было 160 невосстановленных объектов, сейчас 57. В этом направлении также получили эффект от проведенной внутритрубной диагностики.
— Это когда робот «плавает» по трубам и все там изучает?
— Именно! Критические участки по результатам такого исследования заменили сразу в прошлом году, а в нынешнем обновили еще пять — на ул. Ставропольской. Робот показывает не только отслужившие свой срок трубопроводы, но и время, когда необходимо произвести их ремонт: безотлагательно, либо же выдает рекомендацию о возможном сроке службы до необходимой замены.
Исследовать теплосети с помощью робота попробовали в Краснодаре в прошлом году, после хороших результатов продолжили полезный опыт, сейчас изучают трубы в ЮМР
Фото: Егор Кузнецов
Исследовать теплосети с помощью робота попробовали в Краснодаре в прошлом году, после хороших результатов продолжили полезный опыт, сейчас изучают трубы в ЮМР
Фото: Егор Кузнецов
Прошлый отопительный сезон показал хороший эффект от такого исследования: у нас на магистральной сети была одна лишь авария — в ЮМР, да и та была связана с внешним воздействием: грузовой автомобиль наехал на плиту, закрывающую подземный лоток тепловой сети, которая упала и повредила трубопровод. В направлении ликвидации аварийных ситуаций мы улучшились по всем возможным аспектам: время реагирования, поиск и идентификация мест происшествий и скорость устранения любых инцидентов. Порой работаем лучше нормативов, которые установлены законодательством, так что и обозначенную выше ситуацию устранили всего за четыре часа.
Глобальных аварий не было, потому что качественно готовили абсолютно всё технологическое оборудование, трубопроводы, центральные тепловые пункты, котельные. Многие потребители начали выражать слова благодарности: писали, что впервые за 10, 15, 18 лет в квартирах, в прошедший отопительный период, стало действительно тепло. Это результат качественной подготовки теплосетевого хозяйства и слаженной работы нашего коллектива.
Износ сетей в Краснодаре — более 70 процентов
— Но эти работы ведь не дадут эффекта, если сами дома не готовы к холодам... А потом идут жалобы!
— Часто бывает, что в целом микрорайоне или в каком-то «кубике» с отоплением все отлично, а в отдельном доме или даже в разных подъездах проблемы. Теплоноситель ведь всем подаем одинаковый, значит, неправильно функционирует система отопления внутри! Поэтому качественная подготовка самих потребителей — управляющих компаний и ТСЖ — тоже очень важна. Ситуация в муниципальном образовании улучшается, потому что мы стали основательнее контролировать их подготовку. На сегодня нами уже получено более 3100 заявок на проведение приемки готовности объектов, при этом выдано уже почти 2900 актов соответствия для получения теплоносителя в предстоящем отопительном периоде.
Гендиректор Краснодартеплоэнерго считает, что в теплоэнергетике нужно постоянно добиваться совершенства во всем, даже в мелочах
Фото: Егор Кузнецов
Гендиректор Краснодартеплоэнерго считает, что в теплоэнергетике нужно постоянно добиваться совершенства во всем, даже в мелочах
Фото: Егор Кузнецов
Что касается жалоб, то летом они чаще возникают из-за затягивания сроков возобновления подачи горячего водоснабжения после остановки источников на двухнедельный планово-предупредительный ремонт, что, в свою очередь, связано со сроками поверки приборов учета, установленных на наших котельных. Ранее работы по поверке газовых счетчиков проводила компания, выигравшая конкурсную процедуру, имеющая производственные мощности, находящиеся в другом регионе. Но в этом году нашли поставщика, который выполняет все своевременно. Но есть в нашем арсенале котельные, имеющие резервирование, которые закольцованы с другими нашими источниками, либо же где нами уже было установлено новое, модернизированное оборудование, там абонентов мы вообще не выключаем либо ограничиваем подачу ГВС на минимальные сроки.
Выправили ситуацию и по качеству поставляемого нами ресурса. В прошлых годах суммы по перерасчетам за нарушения качественно-количественных показателей теплоносителя могли достигать 10, 20 и более миллионов рублей в год! В 2024-м сумма перерасчетов составляет всего 128 тыс. Но и эта сумма для нас критична, и ситуацию нужно довести до идеала, чтобы у потребителей всегда был качественный ресурс. Поэтому программу по обновлению оборудования не прекращаем.
— Насколько это может глобально поменять ситуацию с теплоснабжением?
— В целом по Краснодару примерно 70 процентов тепловых сетей уже выработали свой ресурс. Это критично. Также именно в отопительный период по причине изношенности выходит из строя отопительное оборудование. Естественно, мы оперативно все восстанавливаем, быстро вводим в строй. Но понимаем, что любое оборудование все равно имеет свой ресурс и этот ресурс нужно обновлять в установленные сроки, а это значительные расходы.
То, что мы делаем в последние два года, улучшает ситуацию в теплосетевом комплексе краевой столицы. Это подтверждают и отзывы потребителей, и отсутствие глобальных сбоев. Но, чтобы масштабно обновить и модернизировать всю инфраструктуру на опережение, на перспективу, нужно кратно увеличивать вложения в отрасль.
— Раньше некоторые работы нельзя было выполнить из-за должников. Сейчас такая проблема существует?
— Общий объем задолженности довольно ощутимый: 260 миллионов рублей! Но мы ведем постоянную борьбу с должниками, в том числе, в исключительных случаях, прибегаем к ограничению подачи ресурса там, где это допустимо. В отношении двух руководителей управляющих компаний будут возбуждены уголовные дела. Но таких нерадивых организаций на рынке ЖКХ становится все меньше — они просто постепенно уйдут с рынка.
Помимо должников есть и проблема недофинансирования в летний период времени. Существующий норматив теплосодержания, который используется при расчете для подогрева холодной воды, утвержденный в настоящий момент краевой Региональной энергетической комиссией, не обеспечивает тех затрат, которые мы фактически несем, его необходимо пересматривать. В случае его пересмотра не будет такого кассового разрыва в межотопительный период, когда мы испытываем основную нехватку денежных средств. Для ряда потребителей, у которых нет услуги горячего водоснабжения, такой пересмотр даст экономический эффект в виде уменьшения платы за отопление, так как какая-то часть начисления должна перейти со строки «отопление» в строку «горячая вода».
Новые технологии ускорили сроки ремонтов
— Как сейчас идет реагирование на какие-то сбои на сетях?
— Сейчас нам не нужно отправлять людей для поиска утечки, выполнять разрытия, мы видим все параметры в режиме реального времени: и давление, и расход, и температуру и прочие. Внедряем на предприятии программный комплекс, который позволяет централизованно управлять всеми процессами: заказывать технику, составлять заявки, отслеживать местоположение бригад, формировать отчетность о выполненных работах. Теперь видим цикл проведения мероприятий от момента поступления заявки к диспетчерам до выполнения всех необходимых работ с фотовидеоотчетом.
Робот впервые исследовал теплосети в городе с населением менее миллиона человек - Новороссийске
Фото: Пресс-служба АТЭК
Робот впервые исследовал теплосети в городе с населением менее миллиона человек - Новороссийске
Фото: Пресс-служба АТЭК
— Какие-то из этих новшеств пригодились в других городах?
— Мы постоянно тиражируем все наши лучшие практики, обмениваемся опытом с коллегами из других городов. Например, Новороссийск стал пятым в стране и первым городом с населением меньше миллиона человек, где провели внутритрубную диагностику. Там в этом году провели исследование трех с половиной километров сетей, из них 340 метров нужно срочно менять до начала отопительного сезона. В неудовлетворительном состоянии оказался магистральный трубопровод, пересекающий ул. Дзержинского: он пролегает под шестью полосами дороги, поэтому в скором будущем будут временные неудобства для владельцев транспорта, однако это повысит надежность теплоснабжения предстоящей зимой.
В случае непогоды поддерживать стабильное теплоснабжение в Новороссийске будут благодаря новым дизель-генераторам
Фото: Новороссийские тепловые сети
В случае непогоды поддерживать стабильное теплоснабжение в Новороссийске будут благодаря новым дизель-генераторам
Фото: Новороссийские тепловые сети
Учитывая сложную погоду в городе-герое, регулярные ледяные дожди и норд-осты, которые приводят к обрыву линий электропередач, мы закупили 12 новых дизельных электростанций мощностью от 20 до 400 кВт, которые обеспечат стабильную подачу электрической энергии на наши объекты в Новороссийске в случае отключения питания от основного поставщика и исключат перебои с подачей тепла даже в непогоду. Также в Новороссийске, как и в Краснодаре, активно обновляется парк транспортных средств, необходимый для обеспечения работоспособности всех служб и оперативного персонала.
— Часто ли общаетесь с коллективом? Проводите объезды?
— Я ввел за правило хотя бы раз в неделю объезжать наши объекты, смотреть, где и что происходит, где достигаем целей, а где буксуем, непременно общаюсь с сотрудниками. Все работники прекрасно знают, что ко мне в любое время можно подойти с любым вопросом: всегда отвечу и помогу. Но бывает и так, что у людей появляются какие-то идеи и инициативы, они начинают сами предлагать всевозможные решения каких-либо проблем, и это дает хороший эффект. Поэтому у нас нет предела совершенству, развитие предприятий теплоэнергетического комплекса будет поступательным и постоянным!
Наш спикер регулярно бывает на всех объектах, контролируя выполнение всех поручений. Слева — главный инженер Андрей Кочетков
Фото: Егор Кузнецов
Наш спикер регулярно бывает на всех объектах, контролируя выполнение всех поручений. Слева — главный инженер Андрей Кочетков
Фото: Егор Кузнецов
— Какие перспективы видите на ближайшее будущее?
— Самая главная задача — чтобы наши потребители не имели перебоев с отоплением и горячей водой и при этом всегда имели ресурс должного качества. Также в планах тиражирование наших передовых наработок, стандартов и практик на других предприятиях нашего края.
Программы развития и обновления теплосетевых комплексов, в городах присутствия наших бизнес-единиц у нас тоже очень амбициозные и финансово емкие. В Краснодаре, например, сумма инвестиций на период до 2030 года составляет порядка семи с половиной миллиардов рублей, в Новороссийске — два с половиной миллиарда. Это те вложения, которые нужны незамедлительно, без них предприятия теплоэнергетики не смогут развиваться, улучшаться. Только в случае постоянной модернизации мы получим стабильную работу теплоэнергетического оборудования, работающую без сбоев, а следовательно, и положительные отзывы наших абонентов и потребителей.
https://krasnodarteploenergo.ru/
Реклама