«Россия достигла уникальных результатов в цифровизации на транспорте»
Директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова — о том, как создавать среду для диалога бизнеса и власти
Одним из крупнейших событий для транспортной отрасли в текущем году обещает стать форум «Цифровая транспортация», который организует ассоциация «Цифровой транспорт и логистика». Ее директор Полина Давыдова рассказывает о том, в чем смысл этого мероприятия, как сейчас развивается цифровизация транспорта в России и как от нее могут выиграть логистические компании и пассажиры.
— В нынешнем году ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» исполнилось уже пять лет. Какие проекты с вашим участием оказались наиболее успешными за это время? Наиболее масштабными?
— Цель нашей ассоциации — продвигать цифровые технологии в сфере транспорта и делать перевозки удобными для бизнеса и людей. Поэтому все это время мы занимались разными проектами, направленными на создание цифровой среды. Так, например, наша работа помогла запустить государственную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Ее задача — формировать в электронном и юридически значимом виде транспортные документы, которыми впоследствии пользователи могут обмениваться друг с другом и с надзорными органами. Сейчас присоединиться к ГИС ЭПД можно добровольно.
Система оказалась очень востребованной — число пользователей постоянно растет. На текущий момент ее применяют компании из 83 регионов России. В месяц в ГИС ЭПД оформляется около полумиллиона электронных документов, и мы наращиваем темп. Мы постоянно работаем над тем, чтобы ГИС ЭПД расширялась, и сейчас идет эксперимент по ее «стыковке» с ЭТРАН, автоматизированной системой подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки, которые осуществляет РЖД. Это позволит сделать «бесшовный» мультимодальный транзит грузов. С 1 сентября с помощью ГИС ЭПД можно будет также оформить документы на перевозки с участием морского транспорта.
Благодаря тому что в России появилась ГИС ЭПД, начал развиваться еще один важный для отрасли проект — национальная цифровая логистическая платформа (НЦТЛП) для взаимодействия государства и перевозчиков. В начале лета премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о ее внедрении — с 1 августа 2024 до 1 июня 2025 года будет идти тестирование. По поручению Минтранса России эксперты и члены нашей ассоциации, участвующие в эксперименте, будут работать над ее запуском.
— Какие задачи будет решать платформа?
— Работа платформы даст тем, кто перевозит грузы, и их владельцам возможность оформлять документы, необходимые для их транспортировки, в режиме «одного окна». По сути, платформа станет аналогом «Госуслуг», но для юридических лиц — для транспортно-логистического бизнеса. Когда идея ее создания только обсуждалась, мы специально подсчитали, сколько документов компаниям необходимо оформить, чтобы провезти груз. Оказалось, что на въезд нужно 157 документов, на выезд — еще 116. Далеко не все из них есть в электронном виде. Поэтому еще одна смежная задача, которую решает платформа, связана с оцифровкой документов.
— Но ведь перевозки внутри страны — только часть логистики, которая необходима российскому бизнесу. Будет ли у платформы какое-то применение за рубежом?
— Да, в перспективе платформа позволит компаниям бесшовно работать с международными партнерами, в первую очередь из стран Востока, таких как Индия, Вьетнам, Китай. И это глобальная цель создания российской грузовой платформы. Мы понимаем, что большая часть логистики сейчас переориентируется на эти регионы и что именно с этими государствами особенно быстро растет грузооборот. Следовательно, на этих направлениях будут чрезвычайно востребованы современные способы организации перевозок.
Отдельно отмечу, что активное развитие цифровизации транспорта может позволить России стать привлекательной на карте мировых логистических маршрутов. Если международные компании будут понимать, что транспортировка по маршрутам внутри нашей страны быстрее и проще, чем по альтернативным путям, мы сможем переориентировать на себя множество цепочек перевозки грузов.
— Все ли ваши проекты направлены на помощь бизнесу? Или есть и те, которые создают новые возможности для конечного потребителя?
— Если рассматривать наши проекты с этой точки зрения, то можно выделить два — это система «Российский транспорт» и федеральная государственная информационно-аналитическая система «Такси» (ФГИС «Такси»). Эти проекты ведет СИЦ Минтранса «Российский транспорт» представляет интерактивный сервис, позволяющий организовать любую поездку внутри России всеми видами транспорта без обязательного предъявления документов, использования наличных денег и с учетом всех имеющихся у пассажира льгот.
ФГИС «Такси» — национальная информационно-аналитическая система, в которой зарегистрировано более 91 тыс. перевозчиков, свыше 571 тыс. транспортных средств и свыше тысячи служб заказа такси. С ее помощью любой пассажир может, используя номер автомобиля, проверить, есть ли у такси действующее разрешение на оказание услуг перевозки. Это позволяет избежать ситуации, когда стать таксистом мог любой желающий, что создавало дополнительные риски дорожного-транспортных происшествий. Мы ожидаем, что повсеместное использование ФГИС «Такси» позволит снизить количество ДТП на 400 случаев в год.
— Одно из наиболее перспективных направлений для развития транспортной отрасли — внедрение беспилотных технологий. Проект по беспилотным перевозкам груза на трассе М-11 под названием «Беспилотные логистические коридоры» стартовал в июне прошлого года. Как он развивается сейчас?
— Мы недавно подводили промежуточные итоги, и оказалось, что у нас по «Неве» перевезено свыше 250 тыс. кубометров грузов на расстояние более чем 2,5 млн км. Я думаю, что этот показатель будет очень быстро расти, потому что правительство закончило строительство трассы в обход Твери, и теперь беспилотное движение станет возможным на всем протяжении трассы М-11. То есть водителю не придется в середине своего маршрута, как было до недавнего времени, снова брать руль в руки.
— А будут ли доступны для беспилотного движения полностью новые маршруты?
— Да, в августе текущего года правительство России приняло постановление, распространившее экспериментальный правовой режим на трассы М-12 («Восток») и ЦКАД. Я напомню, что беспилотное движение в РФ стало доступным именно благодаря появлению этого режима: он позволяет тестировать новые технологии, что делает нашу страну одной из самых передовых в мире.
— Одна из задач ассоциации — способствовать диалогу между игроками отрасли и регулятором. С этой целью в прошлом году вы провели форум «Цифровая транспортация». В нынешнем году он состоится снова. Чего вы рассчитываете достичь с помощью мероприятия сейчас?
— В текущем году форум будет проходить целых два дня. Представителям отрасли есть о чем поговорить, что обсудить, и одного дня на это точно не хватит. На сегодня форум «Цифровая транспортация-2024» — единственная площадка в области цифровых технологий для транспорта и логистики, которая собирает лидеров индустрии, экспертов, топовых спикеров и представителей власти. Одна из главных тем, которая красной нитью протянется через весь форум,— обеспечение цифрового суверенитета России. К 2024 году мы накопили существенный опыт в этом направлении, и все те проекты, о которых мы сегодня с вами говорили, будут обсуждаться на форуме «Цифровая транспортация-2024» в более расширенном формате. Одним из флагманских событий форума станет торжественный запуск поезда, с которого впервые будет осуществлен звонок по спутниковой связи. Но это, конечно, не все — будет много новостей о проектах, о которых я уже рассказала,— это и БЛК, и НЦТЛП, будут запущены «пилоты». В части деловой программы пройдут панельные дискуссии, посвященные импортозамещению, электронному документообороту, развитию беспилотного транспорта, разработке цифровых платформ и отечественных сервисов для пассажирских и грузовых перевозок, а также экономике данных.
В прошлом году форум объединил руководителей крупнейших транспортных компаний страны, представителей власти, делегации специалистов из десяти дружественных России стран. В нынешнем году программа будет еще насыщеннее и интереснее. Ждем всех 23–24 сентября в кластере «Ломоносов».