Вектор на Сахалин

Как сжижение газа повлияло на экономику региона

Запуск 15 лет назад первого в стране крупнотоннажного завода по производству сжиженного природного газа проекта «Сахалин-2» изменил вектор эволюции нефтегазового сектора и поднял на новый уровень экономику Сахалина. Проект до сих пор остается уникальным с точки зрения многих примененных на нем технологий, а накопленные в его рамках компетенции помогают развитию других отдаленных регионов России.

Фото: Предоставлено «Сахалинская Энергия»

Сжиженный природный газ за последние 15 лет стал для России одним из стратегически важных видов экспортной продукции, объемы производства которой планируется активно наращивать. По итогам 2024 года поставки СПГ за рубеж вырастут на 14%, до 38 млн тонн, прогнозировал вице-премьер Александр Новак. На горизонте 2035 года Россия может производить до 140 млн тонн, следует из национальной энергетической стратегии. По мнению профильных министерств, в стране для этого есть не только необходимая ресурсная база, но и собственные компетенции. Их Россия накапливала последние 30 лет со старта проекта «Сахалин-2».

Новая веха

Благодаря реализации обширной программы геологоразведочных работ в 1980-е годы были открыты морские месторождения на шельфе Сахалина, в частности Лунское и Пильтун-Астохское в Охотском море, которые стали сырьевой базой уникального для России проекта. Для их разработки в 1994 году правительство РФ и правительство Сахалинской области заключили первое в истории страны соглашение о разделе продукции с оператором проекта «Сахалин-2». Значительную роль в этом сыграл Игорь Фархутдинов, занимавший на тот момент пост мэра Южно-Сахалинска (позднее, с 1996 года по 2003 год,— губернатор Сахалинской области), который убедил Москву в необходимости нового для нефтегазовой отрасли опыта и помог федеральному центру увидеть перспективы от реализации проекта для региона.

Первый этап проекта «Сахалин-2» начался в 1996 году. Он включал разработку Астохского участка Пильтун-Астохского месторождения с установкой платформы «Моликпак» (ПА-А) и начало сезонной добычи нефти в 1999 году. Второй этап развития «Сахалина-2» стартовал в 2003 году. В его рамках были введены в эксплуатацию еще две платформы: «Лунская-А» (ЛУН-А) и «Пильтун-Астохская-Б» (ПА-Б), построены объединенный береговой технологический комплекс и транссахалинская трубопроводная система, которые в 2008 году позволили перейти на круглогодичную добычу нефти и газа. Но ключевой вехой стало строительство завода по производству СПГ. Он был запущен в 2009 году, а спустя год вышел на полную мощность.

Социально-экономический эффект

Начало реализации проекта происходило в сложные для России 1990-е годы, когда в стране разразился финансовый кризис, закрывались многие промышленные предприятия, росли цены и усилился отток населения из отдаленных регионов. «Сахалин-2» кардинально изменил не только вектор развития российской нефтегазовой отрасли, но и дал мощный импульс экономике Сахалинской области. Как отмечается в отчете оператора проекта по оценке воздействия на социальную сферу, который готовился перед началом второго этапа реализации проекта, ситуация на Сахалине стала улучшаться в 1999 году — главным образом благодаря разработке шельфовых месторождений нефти и газа.

В 2000 году на Сахалине впервые за многие годы произошло повышение уровня жизни: выросла средняя зарплата населения, а также доходы от предпринимательской деятельности. Это было во многом связано с тем, что в соответствии с условиями СРП на проекте не менее 70% рабочей силы, материалов, оборудования и подрядных работ должны были быть российскими. На активной стадии строительства в работах участвовали около 17 тыс. граждан РФ. В первые годы работы «Сахалин-2» формировал до 97% областного внебюджетного фонда. Средства из него направлялись на развитие действующих отраслей промышленности Сахалинской области. Около 20–40% средств пошли на проекты модернизации объектов социальной инфраструктуры, строительство школ и больниц. В целом за историю реализации проекта российский бюджет получил около $45 млрд.

Строительство завода СПГ стало фактором развития смежных отраслей, а также стимулом для приобретения предприятиями новых компетенций. Чтобы получить подряды в процессе строительства объектов «Сахалина-2», российские компании осваивали современные технологии, повышали контроль за техникой безопасности труда и пересматривали экологические стратегии, чтобы соответствовать международным требованиям.

Помимо развития инфраструктуры острова, одним из важнейших итогов запуска проекта стала его газификация. Причем речь идет не только о Сахалинской области. Также сырье с «Сахалина-2» поступает в газопровод Сахалин—Хабаровск—Владивосток для нужд Дальнего Востока (суммарные поставки — около 15 млрд кубометров).

Первый опыт

Запуск производства СПГ на Сахалине кардинально изменил подход к использованию в России газовых ресурсов и дал возможность реализовывать высоколиквидную продукцию на экспорт с высокой добавленной стоимостью. В свою очередь, это позволило стране занять место в новом перспективном секторе глобальной экономики. По оценке экспертов, к 2040 году мировой спрос на СПГ вырастет более чем на 50%, до 685 млн тонн (в 2023-м — порядка 400 млн тонн).

Строительство первого завода по сжижению способствовало разработке и внедрению в России новых уникальных технологий. Как отмечали в «Газпроме», «Сахалин-2» — один из крупнейших в мире проектов комплексного освоения нефтяных и газовых месторождений, созданный с нуля на Дальнем Востоке в тяжелых приполярных условиях.

Для производства СПГ в рамках «Сахалина-2» используется технология двойного смешанного хладагента, которая была специально разработана для сахалинского комплекса и позволила обеспечить максимальную эффективность производства в климатических условиях острова. При этом благодаря постоянной оптимизации фактическое производство СПГ на проекте стабильно превышает его номинальную мощность. В 2023 году «Сахалинская Энергия» произвела более 10 млн тонн СПГ, годом ранее — 11,5 млн тонн. Основным рынком сбыта продукции проекта «Сахалин-2» является Азиатско-Тихоокеанский регион.

Особенности Сахалина потребовали применения и других уникальных технических решений. Например, с учетом сейсмической активности морские платформы и производственные комплексы спроектированы так, чтобы они могли выдержать нагрузки, возникающие при землетрясениях с вероятной повторяемостью один раз в 200 лет. Такого запаса прочности помог добиться люлечный механизм на скользящих маятниковых подшипниках между верхним строением и железобетонным основанием морских платформ. Они также снижают постоянные ледовые и волновые нагрузки на платформы. «Сахалин-2» стал первым проектом в мировой нефтегазовой отрасли, где использовались подобные технологии.

И это не единственный пример того, в чем комплекс выступил пионером. В 2004 году в рамках проекта впервые была выполнена 100-процентная закачка буровых отходов в недра, то есть внедрен принцип нулевого сброса. Впоследствии этот метод вошел в справочник по наилучшим технологиям. С платформы для разработки Лунского месторождения была пробурена самая протяженная газовая скважина с большим отходом от вертикали и глубиной по стволу почти 9 км. На момент начала эксплуатации «Сахалина-2» проект был единственным, в рамках которого нефть отгружалась через выносное причальное устройство.

С очередным технологическим вызовом компания столкнулась после выхода из проекта иностранных подрядчиков. За время его реализации «Сахалинская Энергия» наработала собственные компетенции, и теперь, как отмечал журналу «Газовая промышленность» член правления «Газпрома» Сергей Меньшиков, профилактика технологического оборудования проводится в плановом режиме. «В летние технологические остановы 2022 и 2023 годов выполнены все работы, необходимые для обеспечения безопасного и надежного функционирования основных технологических объектов проекта «Сахалин-2». Это был вызов, с которым блестяще справилась команда «Сахалинской Энергии»,— заявил он. По словам господина Меньшикова, впереди у компании решение вопросов комплексной реконструкции производственных объектов, включая замену устаревшего оборудования и автоматики. «Важная задача — создание новых и адаптация существующих предприятий по обслуживанию и ремонту оборудования иностранных производителей, а также по выполнению сервисного обслуживания. Здесь уже есть основной задел, но мы не останавливаемся на достигнутом»,— подчеркнул он.

В 2023 году «Сахалин-2» прошел важную технологическую веху с вводом дожимной компрессорной станции для компенсации естественного падения устьевого давления в скважинах Лунского месторождения и поддержания запланированных уровней добычи. Как отметил генеральный директор «Сахалинской Энергии» Роман Дашков, компания, адаптируясь к внешним вызовам, не меняет своих приоритетов и по-прежнему стремится к успешной реализации всех поставленных целей. «Для этого Общество продолжает работать в трех ключевых направлениях: развитие минерально-сырьевой базы, достижение высокой производственной эффективности и обеспечение комплексного корпоративного управления. Приверженность передовым стандартам качества и безопасности при выполнении повседневных задач укрепляет репутацию компании как надежного поставщика энергоресурсов»,— пояснил он.

Для дальнейшей стабильной работы «Сахалина-2» дополнительными источниками сырья для производства СПГ могут стать отдельные месторождения проекта «Сахалин-3», а также Аяшский участок «Газпром нефти». Как сообщал зампред «Газпрома» Виталий Маркелов, в целом сырьевая база на шельфе Сахалина оценивается в 1 трлн кубометров извлекаемых запасов газа. Это, уверены топ-менеджеры «Газпрома», говорит о больших возможностях дальнейшего развития сектора переработки газа в России.

Ольга Матвеева

Вся лента