Бизнес осваивает коучинг

Какие курсы и по какой цене востребованы у предпринимателей

Бизнес-тренер обманул клиентов на 8 млн руб.— в Москве по обвинению в мошенничестве арестовали коуча Андрея Сидоропуло. По данным правоохранительных органов, мужчина продавал курсы по продвижению товаров и услуг в интернете, гарантируя ученикам быстрый заработок. За свои программы, как пишут СМИ, он брал от 50 тыс. руб. до 400 тыс. руб. и обещал увеличить рентабельность бизнеса в десять раз. А какой доход у самих коучей? И как регулируется этот рынок в России? Выясняла Аэлита Курмукова.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Коучинг в России до сих пор остается в серой зоне. После дела блогера Елены Блиновской депутаты хотели ограничить деятельность инфобизнеса и создать реестр таких специалистов, соответствующий законопроект даже был внесен в Госдуму. Минтруд, в свою очередь, разработал профстандарт для бизнес-тренеров: они должны иметь высшее образование (желательно экономическое) и регулярно повышать квалификацию. Но за последний год этот вопрос практически не поднимался. Чтобы получить «корочку» коуча, достаточно закончить курсы: полугодовая программа для начинающих в Москве стоит от 150 тыс. руб., где-то даже обещают в конце обучения привести первых клиентов.

При школах бизнеса стоимость такого образования доходит до 3 млн руб. за год, и спрос есть, рассказала академический директор программы Executive Coaching «Сколково» Елена Клековкина: «Многие из успешных топ-менеджеров, предпринимателей просто развивают коучинговый стиль управления как лидеры. Только 30% выпускников становятся наставниками, берущими за свои услуги деньги.

Основной входной запрос — все, что связано с развитием бизнеса. У кого-то есть желание масштабировать свою компанию, у кого-то — сложные отношения в коллективе, конфликты, и нужно сделать апгрейд команды».

Нередко бизнесмены, особенно после 40 лет, обращаются к коучам в поисках новых смыслов для себя. Специалисты якобы могут помочь и с этим. Средний чек за сессию в Москве — 30 тыс. руб., при бизнес-школах — вдвое дороже. На рынке есть свои звезды: собеседники “Ъ FM” говорят, что час разговора с таким наставником может стоить больше 100 тыс. руб., а договор заключается минимум на десять встреч. Таких высококлассных тренеров на всю страну несколько десятков. В разы больше тех, кто выдает себя за элиту коучинга, делится наблюдениями СЕО компании «Гуманитарные технологии управления», бизнес-тренер Сергей Дерябин:

«Я вижу на открытом рынке, что многие позиционируют себя как коучи первых лиц, и таких людей так много, что даже нет столько собственников и топ-менеджеров компаний. То есть нужно все делить на три. Эта тема немножко перегрета, и коучи говорят о своей большой востребованности».

100 тыс. руб.— не предел расходов на такие услуги. В реальности бизнесмены отдают еще больше. Владельцы компаний редко работают только с одним коучем. Так, совладелец корпорации «Технониколь» Сергей Колесников остался доволен опытом: «К тренерам я обращался с 2004 года, но брал конкретные курсы: управление проектами и производством, повышение ораторского искусства. То есть должно быть четкое понимание, что вы хотите получить. Каждые два-три года я прохожу такие курсы в зависимости от потребностей бизнеса. Сейчас меня больше интересует управление крупными системами, связанными с геополитикой, финансовыми и экономическими ограничениями».

Представители крупного бизнеса, как правило, ищут наставников в своем окружении и по рекомендациям. А вот малого и среднего — приходят с таким запросом в бизнес-школы и университеты коучинга, что выступают гарантом сертифицированных услуг, разумеется, за комиссию. Но если клиент недоволен результатом, ему обещают даже вернуть деньги, утверждают опрошенные “Ъ FM” участники рынка. Этот пункт, как правило, прописывается в договоре. На выбор дают трех коучей, которых можно заменить, если, как они сами говорят, не случилось «химии». Впрочем, причин для недовольства может быть множество.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента