Вертолеты облетят южные пробки

Насколько реален запуск таких перелетов между Краснодаром и Сочи

Между Сочи и Краснодаром могут запустить рейсовые вертолеты. Полеты будут длиться час, выполняться ежедневно и стоить 25 тыс. руб. за билет в один конец. О возможности ввести такой вид авиасообщения в своем Telegram-канале сообщил аэропорт Сочи. Там спросили аудиторию, стала бы она пользоваться такими рейсами, 40% ответили, что идея отличная, но билеты слишком дорогие.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

В компании «Аэродинамика», которая управляет аэропортом Сочи, рассказали “Ъ FM”, что идея запустить рейсовые вертолеты между городами появилась еще до 2022 года, когда аэропорт Краснодара был открыт. Теперь же, когда самолеты не летают, а билеты на поезда в дефиците, автомобильный путь из Сочи может занимать до 11 часов.

В этих условиях спрос на вертолеты действительно будет, но окажется ли бизнес рентабельным, пока вопрос, считает гендиректор сервиса проката вертолетов Jet Transfer Александр Евдокимов: «Все поехали отдыхать именно в Сочи, может быть, еще на Кавказ, в Пятигорск, Кисловодск. В аренду сдавали вертолеты, там организовывали чартеры. Но это происходит нечасто, такого, чтобы каждый день нужно выполнять несколько рейсов, конечно, нет.

Все-таки люди не готовы тратить такие деньги, чтобы просто не стоять в пробке. Это бизнесмены выше среднего уровня, которые могут себе позволить отдать 25-30 тыс. руб. за такую поездку, это небольшой слой населения. Тургруппы вряд ли будут. Наш рынок пока не готов к такому, как, например, в Монако, где каждые полчаса летает вертолет. Бизнес-план, который рисуют, я не уверен, что получится осуществить.

Летный час в среднем стоит $1 тыс. Все перевозки рассчитаны на то, что загрузка идет 70%, но постоянно. Я боюсь, что она будет когда-то 10%, когда-то 20%, когда-то, может быть, 100%. Было много случаев создания таких перевозок, еще три или пять лет назад, когда ситуация была более благодатной. В Крыму, в Москве, в Сочи тоже планировали, но как-то не пошло: год-два полетали, увидели результаты и разбежались.

Если кто-то впряжется, значит это уже не бизнес, как, допустим, воздушные перевозки на Дальнем Востоке, их субсидируют, они существуют. Как только субсидии пропадут, малая авиация на Дальнем Востоке сразу исчезнет».

В компании «Аэродинамика» также пояснили, что, по задумке, вертолеты будут прибывать не в закрытый аэропорт Краснодара, а на специальные площадки на периферии города. Проблем с безопасностью полетов возникнуть не должно, в то же время запуск таких рейсов требует согласований с множеством ведомств, замечает вертолетчик, заслуженный пилот России Вадим Базыкин. Он считает инициативу неплохим способом задействовать простаивающий парк вертолетов:

«На вертолете Ми-8 летный час будет стоить порядка 270 тыс. руб., это 180 км, и он берет на борт 20 человек. Если будет 20-местный вертолет, они, конечно, вряд ли сразу найдут столько клиентов. А если он будет шестиместный или пятиместный, вполне возможно. Площадки наверняка будут ставить возле гостиниц, куда нужно привозить гостей, там же рядом шикарные рестораны, где люди отдыхают не за 4,5 тыс. руб. в сутки.

По федеральным авиационным правилам, если у вас менее 20 человек на борту, то аэропорт вам не нужен. Соблюдение безопасности поручается пилоту, он проверяет пассажиров, чтобы не было террористических актов. Естественно, маршруты вдоль Крымского моста вам никто не позволит, в Ялту тоже навряд ли сейчас позволят полететь, а по побережью, условно говоря, Геленджик, Джубга, Лермонтово или вглубь, куда-нибудь к горам, пожалуйста.

Существует нижнее воздушное пространство и верхнее. Ну, я думаю, что им выделят высоты до 200 м, и вертолеты будут летать над побережьем моря. Но это сезонная работа, где-то с 1 октября она прекратится».

Чартерные перевозки между Сочи и Краснодаром на вертолете вместимостью до трех пассажиров сейчас стоят около 200 тыс. руб.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елизавета Скобцова

Вся лента