Обновленное совершенство

Традиции и современный дизайн в коллекции Toric

Самая красивая часовая коллекция этого года, представленная Parmigiani Fleurier и ставшая настоящим хитом, устанавливает среди прочего новый стандарт современного минимализма.

Елена Стафьева

Фото: Parmigiani Fleurier

Последние несколько лет, с приходом Гвидо Террени на должность CEO (вернее, с его переходом из Bvlgari), эта независимая мануфактура из Флерье занимается поступательной переработкой своего наследия. Можно сказать, что Parmigiani установили образцовый пример того, как обращаться со своими архивами, чтобы ничего не утратить, но только приобрести.

С момента своего основания в 1996 году выдающимся часовщиком Мишелем Пармиджани Parmigiani обращаются к тесному интернациональному сообществу, которое принято называть «знатоки и коллекционеры» и которое ценит прежде всего традиционное часовое мастерство. Поэтому Parmigiani безусловно есть что перерабатывать.

Начали с самой известной коллекции Tonda, которая теперь называется Tonda PF, а в этом году настал черед другой иконической коллекции Toric, названной так с отсылкой к torus, то есть «валу», одному из классических древнегреческих обломов, используемому в основании и капители дорической колонны. Одним из верных поклонников Toric был и остается Карл III, который купил свой золотой хронограф Toric в начале 2000-х в Швейцарии, отдыхая на горнолыжном курорте Клостерсе, и, как выяснили дотошные часовые журналисты, скорее всего, в магазине Maissen Klosters, где Parmigiani были представлены наряду с «ролексами» и «патеками». Этот выбор служил наглядной иллюстрацией принципа «buy once, buy well», который он всегда декларировал. А также идеально вписывался в такие начинания Карла III, как, например, The Modern Artisan Project, при помощи которых он, как и Мишель Пармиджани, вносит свой вклад в сохранение традиционных техник и ремесел.

Конечно, когда появились новые Toric, все опять вспомнили короля и его хронограф, и появились фотографии (со свадьбы его младшего сына и с траурных мероприятий после смерти его матери), где он именно в этих часах — то есть они с ним уже третье десятилетие. И если сравнивать королевский хронограф и современный Toric Chronograph Rattrapante, как раз отлично видно, какого рода работа была проделана: вместо трех валиков и двух рядов сделанных вручную выпуклых овальных насечек между ними — теперь только два (и соответственно, один ряд насечек), цифры остались только на счетчиках хронографа, исчезло окошко даты (тогда в них стоял механизм El Primero, а сейчас — собственного производства), изменилась форма стрелок и общий вид логотипа, а также отделка циферблата. Все это можно определить двумя словами — расчистить и минимизировать. Но особенно рельефно вся эта работа выступает в Toric Petite Seconde, самой простой модели в коллекции, отлично демонстрирующей, из чего собирается эта новая простота и минимализм.

Есть две версии Toric Petite Seconde — из белого и из розового золота, цвета их циферблатов и ремешков зеркально скоординированы: у модели из белого золота циферблат цвета Grey Celadon, а ремешок (нубук из кожи аллигатора), прошитый ручными стежками-точками неаполитанских портных «punto a mano», цвета Sand Gold, а у модели из белого золота они меняются местами — циферблат «золотой песок» и ремешок «серый селадон». Внутри стоит сделанный из розового золота механизм (использование такого достаточно мягкого металла для механизмов — это красивый и редкий жест) — с отдельным секундным счетчиком (собственно petite seconde), с ручным заводом и запасом хода на 60 часов. Но дизайн этих часов заслуживает того, чтобы разобрать его отдельно.

Циферблат Toric Petite Seconde, как и циферблат всех моделей в этой коллекции, выполнен в старинной технике grene, то есть он зернистый, и этого эффекта добиваются вручную, нанося круговыми движениями специальный абразивный состав и используя мягкие щетки. В результате свет рассеивается по его поверхности чрезвычайно мягко, как говорит сам Мишель Пармиджани, «как будто вы смотрите на рисунок через папиросную бумагу». Такими были циферблаты исторических морских хронометров и настольных часов, с которыми работал Пармиджани, возродивший эту технику,— такие они теперь у Toric.

Сами эти циферблаты не плоские, они сделаны в технике cheve — их края загнуты, опущены книзу, к внутренней поверхности корпуса, в результате возникает разница уровней и общая глубина циферблата. Эта техника создана по мотивам старинного способа обработки стекол, когда стеклу придавали форму так, чтобы адаптировать его к конкретному корпусу, делая его не плоским или просто выпуклым, а изогнутым или закругленным, идеально соответствующим контурам корпуса.

Но задняя поверхность этих часов не менее прекрасна — под прозрачной крышкой мы видим три больших золотых моста, покрытых гильоше Cotes de Fleurier, специально придуманным когда-то Мишелем Пармиджани так, чтобы отличаться от традиционного Cotes de Geneve, а также два барабана и баланс.

В результате всей этой скрупулезной работы, соединяющей старинные техники и современные дизайнерские решения, эти первые часы, созданные Мишелем Пармиджани под маркой Parmigiani Fleurier в 1996 году, были пересобраны с той идеальной легкостью, непогрешимой ясностью и безупречной простотой, которые делают их одними из самых совершенных на сегодняшнем часовом рынке.


Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram

Вся лента