Камала Харрис сдала кандидатский минимум
О чем вице-президент США говорила в своей главной предвыборной речи
Избирательная кампания в США вступила в финальную стадию. Завершившийся утром пятницы по московскому времени съезд Демпартии показал: демократы едины как никогда. И все благодаря теперь уже официальному кандидату в президенты Камале Харрис, которая в своей программной речи предстала сильным, в меру эмоциональным лидером, знакомым с главными проблемами в стране и за ее пределами и знающим, как их решать. Вот только, по замечанию конкурента госпожи Харрис республиканца Дональда Трампа, совершенно неясно, почему она эти проблемы не решила, будучи действующим вице-президентом.
Кульминацией продолжавшегося с понедельника Национального съезда Демпартии стало выступление вице-президента США Камалы Харрис, официально принявшей президентскую номинацию от своей партии. Содержание 38-минутной речи кандидатки было секретом до самого последнего момента, хотя она и была готова заранее. Источник в штабе госпожи Харрис рассказал CNN, что перед выступлением вице-президент была не только полна энтузиазма, но и «крайне серьезна»: провела несколько дней в подготовке к этому моменту.
В своем главном на сегодняшний день обращении к нации Камала Харрис изложила предвыборную программу и рассказала о приоритетах в случае победы. Так, она пообещала ориентироваться на средний класс и создать «экономику возможностей» для малого и среднего бизнеса, добавив, что проблемы этого электората ей хорошо знакомы.
Госпожа Харрис рассказала о взрослении в смешанной семье среднего класса (ее мать — эмигрантка из Индии, ученая в области биомедицины, отец — чернокожий выходец с Ямайки, экономист левого толка и почетный профессор Стэнфордского университета).
Возможно, именно идеи отца отразились в недавно обнародованной экономической программе Камалы Харрис, которую республиканцы посчитали излишне марксистской.
Вице-президент также упомянула о глубоком влиянии своей матери на ее мировоззрение. «Она учила нас: прекрати возмущаться несправедливостью, но сделай с этим что-то»,— вспоминала кандидатка. Госпожа Харрис подчеркнула, что это ее прошлое и воспитание повлияли на решение стать прокурором, да и на всю дальнейшую карьеру.
«Всю свою карьеру прокурора я представляла только одного клиента — народ… И эти выборы — возможность преодолеть горечь, цинизм и расколовшие нас битвы прошлого. Шанс наметить новый путь вперед… Обещаю быть президентом для всех американцев»,— подчеркнула госпожа Харрис.
В своей речи кандидатка тепло вспомнила президента США Джо Байдена, который волевым решением вышел из предвыборной гонки и позволил «наметить новый путь вперед». Сам господин Байден, выступавший в первый вечер съезда, уже покинул мероприятие и отдыхал в Южной Калифорнии, вероятно, наблюдая за происходящим в удаленном режиме.
Бывшему президенту Дональду Трампу тоже было посвящено отдельное место в выступлении, хотя и не такое теплое. Камала Харрис противопоставила свое видение с программой Дональда Трампа, назвав экс-президента «несерьезным» человеком, чье возвращение в Белый дом будет иметь «чрезвычайно серьезные» последствия для Соединенных Штатов. «Только представьте себе Дональда Трампа без ограничений, и как он использовал бы огромные полномочия президента Соединенных Штатов не для улучшения вашей жизни, не для укрепления нашей национальной безопасности, а для обслуживания единственного клиента, который у него когда-либо был,— самого себя»,— взывала госпожа Харрис к слушателям. Все, что его интересует, продолжала она,— это собственное богатство и благосостояние богатейших людей, которых он собирается обрадовать понижением налогов.
Между тем самая запоминающаяся часть речи Камалы Харрис была посвящена внешней политике.
Так, она пообещала, что США при ней будут оставаться самой сильной военной державой в мире. Тут же она вновь обрушилась с критикой на Дональда Трампа, напомнив: тот «пригрозил выйти из НАТО и призвал Путина вторгнуться на территорию американских союзников, заявив, что Россия может делать все, что вздумается». «А я помогла мобилизовать глобальный ответ более чем 50 стран для защиты от агрессии»,— добавила госпожа Харрис. И подчеркнула, что как президент будет «твердо стоять на стороне Украины и американских союзников по НАТО».
Также она отметила, что вместе с Джо Байденом «неустанно работает над заключением соглашения о заложниках и прекращении огня в Газе». Политик пообещала, с одной стороны, отстаивать право Израиля на самооборону и «делать все, предотвращая ужасы, подобные тем, что устроил "Хамас" 7 октября» 2023 года, а с другой — предпринять шаги для самоопределения палестинцев и окончания войны. Кроме того, Камала Харрис заверила, что «примет необходимые меры для защиты американских сил и интересов от угроз со стороны Ирана». И, сводя внешнеполитические приоритеты к одному тезису, сказала: «В отличие от Трампа, я не потерплю диктаторов вроде (лидера КНДР.— “Ъ”) Ким Чен Ына».
Дональд Трамп и его команда в долгу не остались. В интервью Fox News экс-президент заявил, что «самая очевидная реакция была: почему же она не сделала то, на что так жалуется». И предложил конкурентке, занимающей пост вице-президента, приступить к этой работе прямо сейчас.
Так или иначе, после речи госпожи Харрис сомнения в том, что она сможет стать партийным лидером, окончательно развеялись. И это при том, что пару месяцев назад, когда однопартийцы, ошеломленные неуверенным выступлением президента Джо Байдена во время дебатов с Дональдом Трампом, начали паниковать, госпожа Харрис не выглядела сильным кандидатом, поскольку результаты ее работы мало кого вдохновляли. Многие демократы в частном порядке задавались вопросом, не будет ли лучше, если на съезде в Чикаго участника гонки выберут, основываясь на принципе открытой конкуренции. Однако после головокружительного месяца, когда Демпартия активизировалась, сократила разрыв в опросах с республиканцами (как в президентской гонке, так и в гонке за кресла в Конгрессе) и даже вырвалась вперед, госпожа Харрис стала настоящим героем среди однопартийцев. «Феномен кандидатуры Харрис — это нечто вроде того, как если бы кто-то пережил клиническую смерть»,— заявила The Hill политконсультант-демократ Фернан Аманди.
Впрочем, основные битвы еще впереди. По данным агрегатора результатов социологических опросов FiveThirtyEight, Камала Харрис набирает 47,2%, а Дональд Трамп — 43,6%. Однако в колеблющихся штатах, от которых зависит исход гонки, разрывы в основном минимальны. Да и не стоит забывать, что в 2016 и 2020 годах Дональд Трамп получал на выборах больше голосов, чем ему изначально сулили многие опросы.