В Елисейском дворце начались смотрины

Президент Франции выбирает премьер-министра

В пятницу, 23 августа, президент Франции Эмманюэль Макрон принял в Елисейском дворце руководителей ряда партий и парламентских групп, чтобы по итогам встреч назвать имя нового премьер-министра, которого республика ожидает уже почти два месяца. Смотрины продолжатся в понедельник, решение может последовать уже во вторник. Рассказывает корреспондент «Ъ» во Франции Алексей Тарханов.

Слева направо: национальный секретарь «Экологистов» Марин Тонделье, первый секретарь Социалистической партии Оливье Фор, сенатор и президент«Экологистов» Гильом Гонтард, кандидат на пост премьер-министра Франции Люси Кастетс, член Законодательного собрания Франции Стефан Пе

Фото: Abdul Saboor, Reuters

«Бал во дворце открывают левые»,— шутили журналисты. Президент выстроил парад политических сил в зависимости от веса парламентских групп. Первыми явились представители «Нового народного фронта» (NFP), считающие себя победителями выборов. Они были все вместе: генсек коммунистов Фабьен Руссель, председатель социалистов Оливье Фор, национальный секретарь зеленых (EELV) Марин Тонделье, координатор «Непокорившейся Франции» (LFI) Манюэль Бомпар, главы соответствующих парламентских групп. Все они стремились продемонстрировать президенту нерушимое единство. И в духе смотрин привели с собой свою единую кандидатку — бывшую работницу мэрии Парижа Люси Касте.

Несколько предыдущих дней Манюэль Бомпар от имени левого крыла «фронта» — LFI — множил угрозы в адрес президента, обвиняя его в узурпации власти и в презрении к выраженной на выборах воле французов. «Мы должны покончить с Эмманюэлем Макроном, который управляет, презирая Национальную ассамблею»,— говорил он. Ко всеобщему удивлению, полтора часа переговоров прошли скорее в добром согласии, и, выходя со встречи, представители левых были настроены оптимистично.

«Премьер на выданье» Люси Касте заверила журналистов, что дискуссии были «весьма плодотворными». Она сказала, что «готова к коалиции».

К ее сожалению, однако, Эмманюэль Макрон пока не отказался от идеи «составить свое правительство».

По просочившимся в СМИ сведениям, президент Макрон в ходе встречи настаивал на уточнении гостями программы, состава предполагаемого правительства, первых его шагов, задач внешней политики, обороны, финансов. По сути, он подверг «фронтовиков» довольно жесткому экзамену, который они не выдержали, весьма невежливо ответив президенту, что его дело — назначить премьера, а уже дело премьера — решать, как поступать дальше. На импровизированной пресс-конференции Марин Тонделе сказала даже, что у президента «есть время до вторника», умело создав впечатление выдвинутого Эмманюэлю Макрону ультиматума. Но скорее это было выраженное желание самого президента назначить премьер-министра сразу после консультаций, которые завершатся в понедельник.

После руководителей NFP и их протеже Люси Касте в Елисейский дворец пришли представители президентского лагеря «Вместе» и составляющих его «Ренессанса», «Горизонтов» и «Демократического движения» (MoDem). Вместе с ними пришел и нынешний исполняющий обязанности премьер-министра Габриэль Атталь. Очевидно было, что «Вместе», в отличие от NFP, явились не для того, чтобы предложить кандидатуру из своих рядов.

Президент и его сторонники уже успели признать поражение на выборах. Все убеждены, что провести своего ставленника макронистский блок не сможет.

Зато если «фронтовики» пришли после завтрака и не могли рассчитывать даже на черствый круассан, то правительственную коалицию пригласили к обеду. Послеобеденный отдых политикам, впрочем, не светил. Далее президент встречался с представителями «Республиканцев» (LR) и независимыми центристами из группы Liot. А в понедельник во дворец прибудут крайне правые — покинувший «Республиканцев» с группой сторонников Эрик Сиотти, ставший союзником «Национального объединения» (RN) и сами руководители RN Марин Ле Пен и Жордан Барделля.

По итогам пятничных консультаций возможность назначения Люси Касте не исключена. Она сама заявила, что готова приступить к формированию правительства. Никто и не сомневается, что госпожа Касте не прочь отправиться в Матиньонский дворец (резиденцию премьер-министра) сразу из Елисейского (благо идти полчаса). Но если «Новый народный фронт» считает, что взял президента за горло, то он, скорее всего, ошибается. В решительности Эмманюэлю Макрону не откажешь: он уже продемонстрировал «Национальному объединению», уже после первого тура выборов делившему посты в правительстве, что их место — третье.

Но дело не только в нежелании президента уступать нажиму. Предпринятый им роспуск парламента и внеочередные выборы, по сути, оформили деление общества на три почти равные части: левых, правых центристов и крайне правых.

Распределение кресел в Национальной ассамблее: 193 для NFP, 162 для лагеря Эмманюэля Макрона и 142 RN — не дает шанса ни одному некоалиционному правительству, хоть крайне правому, хоть крайне левому. «Непокорившихся» снесут центристы и крайне правые, «лепенистам» не дадут пройти левые и центристы.

Задача президента — найти ту редчайшую кандидатуру, которая в той или иной степени устроит все парламентские силы. И не NFP, который представляет не столько большинство, сколько «самое многочисленное меньшинство», тут принадлежит последнее слово. Возможно, имя будущего премьер-министра еще даже не произнесено вслух.

Вся лента