Банкротство должника не прерывает срок для предъявления исполнительного листа
Верховный суд РФ признал, что банкротство должника само по себе не приостанавливает течение срока для предъявления исполнительного листа. Решение ВС вынесено в рамках спора ЧОП «Терек» с ООО «Торговый дом "Саяны"». В марте 2018 года ЧОП взыскал с ТД «Саяны» 577 тыс. руб. и в апреле получил исполнительный лист. Затем «Терек» переуступил свое право требования к должнику, которое по цепочке сделок перешло в марте 2022 года Максиму Войтенко. На момент покупки этого долга трехлетний срок для предъявления исполнительного листа для принудительного взыскания долга уже истек.
Господин Войтенко в июле 2023 года обратился в арбитражный суд с просьбой восстановить этот срок, ссылаясь на нахождение ТД «Саяны» в процедуре банкротства с июня 2019-го по сентябрь 2022 года. Арбитражные суды трех инстанций удовлетворили ходатайство и позволили предъявить должнику исполнительный лист до 9 августа 2024 года, продлив тем самым срок на 3 года 12 дней.
Но по жалобе должника дело передали в экономколлегию ВС, которая отменила решения нижестоящих инстанций. В опубликованном сегодня, 23 августа, определении ВС указал, что введение в отношении должника процедур банкротства «само по себе не влечет» ни перерыва, ни приостановления срока для предъявления исполнительного листа.
Восстановление же срока допускается, если он «пропущен по уважительным причинам», нужно учитывать поведение взыскателя, в том числе предъявление им листа до начала банкротства в отношении должника и участие его в банкротной процедуре (включение в реестр кредиторов). Такие действия прервали бы течение срока, но Максим Войтенко их не предпринимал, отметил ВС.
«Учитывая пассивное поведение взыскателя на протяжении более пяти лет», у судов не имелось оснований для признания причин пропуска срока уважительными, заключила экономколлегия. В итоге ВС отказал кредитору в восстановлении срока.
Подробнее об этом деле читайте в тексте «Ъ» «Долг на предъявителя».