Т-Банк открывает для себя маркетплейс

Как будет функционировать новый сервис онлайн-продажи товаров

В России может появиться еще один крупный маркетплейс. Его созданием занимается Т-Банк. Как утверждают собеседники «Ведомостей», работа началась еще в конце 2023 года, и сейчас проект готов. Представители банка уточнили, что речь не идет о маркетплейсе «в буквальном смысле». Впрочем, отрицать работу над сервисом для онлайн-торговли там не стали и пообещали «всех удивить». В Федеральном обществе сетевой торговли утверждают, что компания запустит проект к концу осени.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

О каком маркетплейсе может идти речь? И готов ли рынок к новому игроку? На эти вопросы “Ъ FM” ответил генеральный директор компании goOMNI Ефим Алдухов: «Совершенно точно речь не идет о маркетплейсе в классическом виде, как Ozon, Wildberries и прочие, просто-напросто с точки зрения абсолютной неготовности инфраструктуры, в первую очередь логистической. И развертывание логистической инфраструктуры может занять год-два и более. То есть надо будет организовать пункты выдачи заказов, непосредственно складскую логистику, какая бы бизнес-модель там ни применялась. Это все займет достаточно большое время.

С одной стороны, выход на рынок еще одного игрока, у которого есть доступ к большому объему трафика и пользователей, возможен. Т-Банк обладает очень лояльной аудиторией, и перенаправить ее на покупку каких бы то ни было товаров — задача, с которой можно справиться. Хотя опыт того же Сбербанка показывает, что это не такая уж тривиальная задача, при условии, что у Сбербанка гораздо больший охват. Речь, скорее всего, должна идти про какие-то финансовые услуги, трансформацию какого-то брокерского подразделения в модель маркетплейса инвестиционного направления».

Сейчас в реестре операторов финансовых платформ Банка России числится девять организаций. Среди них «Финуслуги» Мосбиржи, «Банки.ру», «Сравни» и «ВТБ Регистратор». На днях «Интерфакс» сообщал, что власти могут разрешить им выпускать на своих площадках ценные бумаги и продавать их.

Но, скорее всего, Т-Банк будет пытаться потеснить маркетплейсы другим способом, полагает глава совета по электронной коммерции при Торгово-промышленной палате Алексей Федоров: «Я очень надеюсь, что они не будут делать платформу, которая будет бороться с Ozon и Wildberries, то есть не будет сама продавать товары.

Единственное, что может сделать Т-Банк — это построить платформу, на которой селлеры будут рекламировать свои товары. Банк будет заниматься тем, что он умеет: продвигаться в интернете, вкладывать деньги в интернет-маркетинг. "Тинькофф" ведь сделал революцию не потому, что он сделал удобную доставку карточек клиентам, а потому, что он все деньги, которые тратил на рекламу и маркетинг, тратил только в интернете.

Сейчас рынок совершенно готов к тому, чтобы на базе любой интернет-платформы селлеры работали по модели DBS (delivery by seller), то есть вся доставка, логистика, весь фулфилмент осуществляются исключительно селлером, а банк к этому не будет иметь никакого отношения. Банк — это только платформа для размещения товаров, рекламы, некоторой дополнительной монетизации данных, которые есть у Т-Банка, например, о том, что его клиенты покупают. То есть банк видит, что конкретно рекламировать покупателю, что именно он на самом деле покупает и хочет купить».

Собеседники «Ведомостей» утверждают, что сейчас у Т-Банка нет классической для маркетплейса инфраструктуры со складами и пунктами выдачи. И в последнее время компания не занималась поиском таких объектов. Хотя экономический эксперт Андрей Бархота отмечает, что банку совсем не обязательно использовать собственную инфраструктуру:

«У Т-Банка будет некое множественное партнерство с различными селлерами, онлайн-магазинами, которое предполагает, что клиенты смогут заказывать в пункты выдачи или с доставкой курьером какие-то товары первой необходимости и другой ассортимент. В таком случае, при оплате картами Т-Банка, будут предусмотрены определенные программы лояльности или даже скидки, и тем самым будет монетизирована огромная клиентская база. Насколько я понимаю, она насчитывает больше 20 млн человек, а если учитывать еще клиентов Росбанка, то мы выйдем на цифру в 25 млн.

Я не думаю, что есть задача сделать мощную инфраструктуру по аналогии с лидерами рынка вроде Wildberries и Ozon. Скорее всего, это будет именно множественное партнерство. Т-Банк дает свой стратегический ответ на вызовы, связанные с маркетплейсами. У конкурентов в их лице есть основная площадка, которая представляет собой логистику и онлайн-магазин, и есть дочерняя кредитная организация. А у Т-Банка есть мощная банковская структура, и они пытаются как раз на нее нанизать именно маркетплейс как некую логистическую структуру, позволяющую покупать товары, услуги, используя приоритетное платежное средство в виде своих карт».

Весной крупнейшие российские банки жаловались на то, что маркетплейсы получили конкурентное преимущество благодаря собственным финансовым структурам. Это позволяет клиентам оплачивать товары со скидками, минуя инфраструктуру классических банков. Поэтому организации призывали ЦБ обратить внимание на эту проблему, чтобы уровнять условия конкуренции.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Владислав Викторов

Вся лента