Нашли доходное место

В Ульяновске планируют ввести платные парковки

Власти Ульяновской области рассматривают возможность создания в областном центре комплекса платных парковочных пространств с передачей, как вариант, этого комплекса в концессию. Инициатором выступила одна из IT-компаний Ульяновска, которая представила региональному минтрансу и депутатам регионального заксобрания концепцию концессионного соглашения. В свою очередь, региональный минтранс готовит законопроект, который позволяет значительно увеличить количество платных парковок, тем самым давая возможность реализовать предлагаемую концепцию концессии. Депутаты высказали целый ряд возражений, полагая, что вместе с плюсами проект концессии несет множество минусов, и более реальным был бы вариант организации платных парковочных непосредственно мэрией города. В мэрии против такого варианта не возражают, однако отмечают, что на это нужны средства, которых в бюджете нет.

Депутаты считают, что если платные парковки и нужны, то только в центре и без концессии

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

В минувший четверг на базе комитета по промышленности, строительству, энергетике, транспорту и дорожному хозяйству заксобрания Ульяновской области состоялось совещание по вопросу введения в Ульяновске платных парковочных пространств для легковых автомобилей. При этом рассматривалась концепция организации платных парковок через концессионное соглашение. В совещании кроме депутатов участвовали представители облправительства, мэрии Ульяновска, Центра организации дорожного движения (АНО ЦОДД), а также представители IT-бизнеса. На заседании также присутствовал руководитель администрации губернатора Ульяновской области Вячеслав Барынин, который представился как куратор проекта внедрения платных парковок.

Собравшимся была представлена концепция формирования в Ульяновске платных парковочных пространств на основе концессионного соглашения. Представители ЦОДД заявили, что концепция разработана в ходе реализации дорожной карты администрации города по организации платных парковок. Между тем, как выяснилось, составителем концепции является интересант — ульяновская компания «Проф-ИТ Городские решения» (входит в «Проф-ИТ групп», фактический — владелец Евгений Сударкин, «Проф-ИТ групп» занимается IT-разработками для бизнеса, промпредприятий и городов, входит в Топ-100 российских ИТ-компаний).

Согласно концепции, предложенной IT-компанией, предлагается передать в Ульяновске ряд парковочных пространств под платные парковки в концессию. На первом этапе 13 парковок в Ленинском районе Ульяновска (2027 парковочных мест), на втором этапе — 18 парковок, в основном, в Засвияжском районе (1108 мест), на третьем этапе — 12 парковок в Заволжском районе (2068 мест). Инвестиционный цикл (все три этапа) должен составить 12 месяцев с момента заключения соглашения. В предложенной концепции это период с 1 декабря 2024 года до 1 декабря 2025 года. Концессионер готов за свой счет обустроить все парковочные места, установить паркоматы, камеры слежения и иное оборудование, а через 8 лет произвести модернизацию комплекса. Согласно концепции, бесплатный период нахождения автомобиля на парковке — не более 20 минут, а также с 20 часов до 8 утра, выходные и праздничные дни. Предусмотрена также бесплатная парковка для ряда льготных категорий. Действие концессии предлагается установить на 12 лет. Объем инвестиций концессионера должен составить 146 млн руб. За 12 лет совокупный денежный поток концедента (мэрии) должен составить 252 млн руб. (из них 90% — поступления за штрафы, 10% — от платы за паркинг), при этом совокупный денежный поток концессионера составит 304 млн руб., из них 90% — это поступления за паркинг и 10% от штрафов. Предполагаемая стоимость парковки — 60 руб. в час. Концепцией предполагается, что концессионное соглашение заключается просто по обращению потенциального концессионера.

На совещании также было доложено, что региональным минтрансом готовится законопроект, который обеспечит возможность реализации проекта комплекса платных парковок, установив конкретные правила и сняв ряд ограничений.

По словам председателя профильного комитета заксобрания Дмитрия Грачева, депутаты, обсуждая предлагаемые проекты, задали целый ряд вопросов, на которые пока не получили ответа. В первую очередь они спросили, обсуждался ли проект с населением и непосредственно с владельцами автомобилей, на что им было сказано, что обсуждение было «активное», в соцсети в опросах «участвовало несколько десятков тысяч респондентов». Депутаты к этим данным отнеслись скептически. По мнению Дмитрия Грачева, законопроектом, который разрабатывается минтрансом, будут сняты существующие на сегодня запреты по введению платных парковок около социальных учреждений, больниц, спорткомплексов, учреждений культуры, объектов, где оказываются госуслуги, и т.д. «Они хотят на 180 градусов развернуть прежний закон от 2018 года и все эти ограничения снять, что вызвало резонное недовольство депутатов»,— заметил господин Грачев. По его мнению, смысл в установлении платных парковок есть, но это может касаться только центральных улиц города, которые всегда переполнены, где мест для парковки автомобилей не хватает, а создавать новые парковочные места уже невозможно. В центре города, считает депутат, введение платных парковок могло бы частично снизить накал проблемы. Но бизнесу для получения эффективного уровня доходов необходимо сразу очень большое количество парковочных мест, «поэтому он и настаивает на этом». «Мы предлагали им для начала взять в концессию небольшое количество парковочных пространств в центре Ульяновска, но они не соглашаются и просят сразу все», — отметил депутат. Он также обратил внимание на то, что в этой ситуации, если не гнаться за прибылью, мэрия могла бы сама реализовать локальный проект парковочных пространств, «больших денег на это не потребуется», «а пример Москвы показывает, что это может работать эффективно, и все поступления сразу идут в бюджет». Именно этот вопрос задавали и депутаты представителям мэрии, так и не получив ответа. Также депутаты отмечали, что концепцией обещается при введении платных парковок постепенный переход населения с личного на общественный транспорт. «Но о каком переходе может идти речь, когда проблемный общественный транспорт Ульяновска даже сегодня не справляется с пассажиропотоком и кардинальных изменений в этой сфере не просматривается даже в перспективе», — задается риторическим вопросом председатель комитета. Кроме того, депутаты сразу заявили, что недопустимо заключать концессионное соглашение только по обращению инициатора — «только на конкурсной основе».

Никаких конкретных решений на совещании не выносилось. Депутаты, задав многочисленные вопросы, попросили чиновников «серьезно подумать».

На запрос «Ъ» глава Ульяновска Александр Болдакин ответил, что мэрия может рассматривать и вариант организации платных парковок силами самого муниципалитета, «возможность создания специальной муниципальной службы не отрицается и продолжает рассматриваться», «такой вариант возможен, если городу будут выделены на это дополнительные средства». «Почему идем по пути концессии — потому что это самый простой и доступный способ. Но это точно не самая последняя версия, возможны варианты», — передала пресс-служба мэрии слова Александра Болдакина.

Вице-премьер облправительства, министр транспорта Евгений Лазарев подтвердил «Ъ», что накануне обсуждался законопроект, который подразумевает возможность создания платного парковочного пространства. «На основании его потом муниципалитет будет разрабатывать уже свои нормативные акты. Не исключено, что это будет и концессия. Но пока говорить о чем-то конкретном преждевременно. Мы только на начальном этапе», — сказал министр.

Сергей Титов, Ульяновск

Вся лента