Проблемы перегрузки

Порты

Несмотря на глобальный рост грузоперевозок в портах Балтийского бассейна, за семь месяцев объем перевалки увеличился только на 1,3%. Причем динамика в регионе разнонаправленная, если порты Усть-Луга, Приморск и Высоцк снизили объемы, то Большой порт Санкт-Петербург прибавил почти 20%.

Среди ключевых направлений развития портов эксперты выделяют модернизацию инфраструктуры, оптимизацию логистических цепочек и внедрение технологий для повышения пропускной способности

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Крупнейшими портами Балтики на сегодняшний день, по словам экспертов, остаются Большой порт Санкт-Петербург и Усть-Луга. Первый из них — самый значительный порт Северо-Западного региона, занимающийся обработкой широкого спектра грузов, в том числе контейнеров, нефтепродуктов, угля и зерна. Он включает несколько терминалов, таких как контейнерный терминал «Балтпорт», нефтеналивной терминал «Ленинградский» и грузовой терминал «Приморск». Усть-Луга — один из крупнейших и наиболее быстро развивающихся портов в России, специализирующийся на обработке контейнеров, угля, нефтепродуктов и химических грузов. Также среди ведущих портов региона выделяют Приморск и Выборг.

Суша опережает

По данным Ассоциации морских торговых портов России, в портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов за период с января по июль 2024 года составил 162 млн тонн (+1,3%), из них объем перевалки сухих грузов — 73,7 млн тонн (+9,3%), наливных грузов — 88,3 млн тонн (–4,6%). Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург составил 31,6 млн тонн (+19,6%), порта Усть-Луга — 79,7 млн тонн (–1,8%), порта Приморск — 37,1 млн тонн (–3,9%), порта Высоцк — 6,8 млн тонн (–12%).

По словам Антона Кривошеева, председателя комитета по транспорту и логистике Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, грузоперевозки сегодня растут с космической скоростью, но в основном железнодорожные и автомобильные. Среди факторов, обусловливающих их низкую динамику в портах,— ограничения пропускной способности железнодорожных путей и внутренней акватории портов, геополитическая ситуация, неблагоприятные экономические условия и снижение объемов инвестиций.

«Положительная и отрицательная динамика грузооборота в разных портах также зависит от того, какие виды груза каждый из них принимает. Например, порт Приморск занимается только наливными (то есть нефтью и нефтепродуктами). Морские порты также буксуют из-за санкций, а новые маршруты Север—Юг и Северный морской путь еще не освоены так хорошо, как хотелось бы. Все это усложняется проблемой нехватки инвестиционных ресурсов»,— поясняет господин Кривошеев.

При этом Павел Филимонов, советник по транспортным вопросам ГК «Семья», указывает на изменения в структуре грузопотоков. В том числе на увеличение объемов контейнерных перевозок и рост транзитного трафика в порту Усть-Луга, что подтверждает его стратегическую значимость для международных перевозок. При этом в Большом порту Санкт-Петербург наблюдается стабильный объем обработанных нефтепродуктов и угля, что также способствует росту общего грузооборота.

Среди ключевых направлений развития портов Антон Кривошеев выделяет модернизацию инфраструктуры, оптимизацию логистических цепочек и внедрение технологий для повышения пропускной способности. В числе наиболее перспективных проектов, по мнению эксперта, модернизация Большого порта Санкт-Петербург, включающая строительство «Морского многопрофильного терминала Бронка»; расширение порта Усть-Луга за счет строительства нового причала и углубления дна; модернизация инфраструктуры порта Приморск (уже к 2025 году «Транснефть» планирует увеличить здесь мощности нефтепроводов, что приведет к росту объема обработки нефтяных грузов).

По словам Алексея Тузова, независимого эксперта транспортной отрасли, наиболее интересные проекты развития портов Балтики реализуются в Усть-Луге. Так, к 2025 году в порту будет построена база обеспечивающего флота для стоянки и обслуживания судов портового флота (буксиров, лоцманских судов, нефтесборщиков, бонопостановщиков), сбора и утилизации отходов с кораблей, заходящих в порт, а также контроля и ликвидации последствий разливов нефтепродуктов. Помимо этого, к 2033 году мощности порта Усть-Луга планируют расширить с 5 до 25 млн тонн грузооборота, инвестиции при этом составят 50 млрд рублей.

«В следующем году в Усть-Луге также появится специализированный терминал, который позволит обрабатывать до 14 млн тонн минеральных удобрений, что значительно повысит эффективность логистики и внешней торговли. На первом этапе его проектная мощность составит 8 млн тонн, с возможностью увеличения в будущем. В порту Бронка под Петербургом планируется строительство современного морского терминала, получившего статус стратегического инвестиционного проекта. В рамках развития объектов водного и железнодорожного транспорта будет создана складская инфраструктура. Новый терминал будет осуществлять хранение, обработку и таможенное оформление грузов, а также обеспечит перевалку на внутренних направлениях»,— добавляет Петр Щербаченко, доцент Финансового университета при Правительстве РФ.

Пути развития

По словам господина Тузова, основной тенденцией в портах Балтики в текущем году стал рост контейнерных перевозок. Во всех портах региона данный показатель увеличился на 60%. Предпосылками для этого стал увеличенный спрос на доставку грузов в контейнерах — по итогам текущего года данный сегмент может вырасти на 5–10% по сравнению с показателем 2023-го. «Но это станет возможным только в том случае, если будет увеличена грузовая способность железных дорог вокруг Финского залива. Их неспособность перевозить возросшее число грузов тормозит развитие как портов Балтики, так и российской экономики»,— поясняет эксперт.

Господин Филимонов отмечает растущий транзитный грузопоток через российские порты, особенно на фоне санкционного давления и перепрофилирования торговых маршрутов на Восток. По его мнению, это связано с активным развитием и улучшением логистической инфраструктуры. Также эксперты выделяют наметившуюся тенденцию к внедрению в портах экологически чистых технологий и усовершенствование процессов для снижения воздействия на окружающую среду.

Что касается результатов по итогам года, по мнению господина Кривошеева, Большой порт Санкт-Петербург ожидает к концу 2024-го восстановление грузооборота до уровня 2021 года, что связано с развитием контейнерных линий и переориентацией части маршрутов из портов Дальнего Востока на Северо-Запад. При этом в портах Усть-Луга и Приморск ожидается снижение товарооборота в связи с соглашением с ОПЕК+ о снижении экспорта нефти.

Сергей Котенев, председатель комитета по туризму Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, резюмирует что грузообороты портов в целом растут, при этом в своем развитии они «отталкиваются» именно от создания дополнительной инфраструктуры, к которой затем подтягиваются грузопотоки. Сложность в том, что непростая геополитическая и экономическая ситуация заставляет их меньше заявлять во внешнем поле об итогах своей работы и планах.

Проблемы и перспективы

По словам господина Филимонова, несмотря на расширение и модернизацию, порты сегодня сталкиваются с проблемами перегрузки, что ведет к задержкам и снижению эффективности работы. Особенно это касается Большого порта Санкт-Петербург, который испытывает нагрузку из-за большого объема грузов. Также есть проблемы с транспортной инфраструктурой, связанной с портами, особенно в удаленных районах. Поэтому требуется улучшение связей с внутренними транспортными сетями для более эффективной доставки грузов.

Эксперт отмечает высокий уровень загрязнения и выбросов, особенно в крупных портах, и необходимость внедрения дополнительных мер для снижения экологического воздействия и соответствия новым экологическим стандартам. А также сложившийся дефицит квалифицированных специалистов и недостаток рабочей силы, особенно в сфере логистики и управления портовыми операциями.

В перспективе ближайших трех-пяти лет, по словам господина Кривошеева, стоит ожидать увеличения инвестиций в портовую инфраструктуру, в том числе в цифровизацию и автоматизацию деятельности. Также планируется строительство новых терминалов и расширение существующих, модернизация оборудования и внедрение новых технологий.

По словам господина Филимонова, ожидается и дальнейший рост объемов грузопотоков, особенно контейнерных и транзитных, на фоне улучшения международной торговой обстановки и продолжающихся модернизационных работ.

По мнению экспертов, в перспективе можно говорить об увеличении объемов перевалки грузов: росте экспорта нефти, газа, угля и зерна, а также увеличении импорта товаров народного потребления. Будет происходить развитие портов как транспортно-логистических центров, создание мультимодальных транспортных узлов и интеграция портов с другими видами транспорта (железнодорожной и автомобильной инфраструктурой) для оптимизации транспортных цепочек. В целом же продолжится адаптация к изменениям в глобальной экономике и международной торговле, включая расширение связей с азиатскими и другими международными рынками.

При этом по мнению Георгия Фролова, руководителя проектов в компании «STEP. Транспортные решения», главным трендом развития портовой инфраструктуры в Санкт-Петербурге в ближайшие годы должен стать дальнейший ее переезд за пределы города. «К сожалению, актуальная версия Генерального плана не предусматривает проактивного выноса портовых мощностей из города, однако нельзя не отметить, что ряд мощностей, ранее использовавшихся для речной логистики, канул в Лету и ушел под редевелопмент, например, на Малой Неве или в Невском районе. Портовая инфраструктура и городская среда в настоящее время откровенно мешают друг другу. Возможности развития автодорожных или железнодорожных подходов к существующим терминалам ограничены застройкой, а сама грузовая логистика, завязанная на внутригородскую инфраструктуру, мешает городу, как на бытовом уровне, когда грузовики становятся помехой для движения транспорта, так и на более высоком: значительная грузовая загрузка внутригородских железнодорожных путей сдерживает их использование для пассажирского движения. В стороне не остаются и жители, которые в штыки воспринимают любые новости о развитии портовой инфраструктуры. В связи с этим дальнейший исход портовых терминалов из Северной столицы неизбежен»,— заключает эксперт.

Антонина Егорова

Вся лента