Пластиковая недостаточность

Отходы

В Санкт-Петербурге, втором крупнейшем городе России, доля переработанных пластиковых отходов не превышает 10%, хотя в Евросоюзе в 2022 году было переработано 26,9% пластика. Business Guide разбирался, как устроен рынок переработки пластика в Петербурге и Ленинградской области и каковы шансы агломерации достигнуть плановых показателей реформы по обращению с отходами: к 2030 году перерабатывать 100% ТКО и 25% всех отходов.

Перспектива достижения европейских показателей переработки в Санкт-Петербургской агломерации является в данный момент крайне отдаленной, считают эксперты

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

По данным АО «Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области» (УК ООЛО), в Ленинградской области в прошлом году на переработку было отправлено свыше 7,72 тыс. куб. м пластика, а за все время реализации программы раздельного сбора отходов с 2020 года — более 52,4 тыс. куб. м. В АО «Невский экологический оператор» (НЭО, региональный оператор Санкт-Петербурга) сообщили BG, что в Северной столице в 2023 году на обработку отправилось почти 936 тыс. тонн отходов, на 35% больше, чем в 2022 году, однако доля отобранных вторичных ресурсов снизилась за год с 8,5 до 8,3% (77,5 тыс. тонн).

За январь — июнь 2024 года количество отобранных вторичных ресурсов, отсортированных на объектах НЭО и его подрядчиков и направленных на переработку, составляет 48,8 тыс. тонн. Как объясняют в НЭО, рост объема отправленного на переработку пластика связан с введением в эксплуатацию КПО «Волхонка» в декабре 2022 года.

Зарубежный опыт

Согласно отчету европейской ассоциации производителей пластмасс Plastics Europe, в 2022 году в Европейском союзе на переработку было отправлено 26,9% пластиковых отходов. 13,5% новых пластиковых изделий два года назад в ЕС было сделано из переработанного пластика.

Перспектива достижения европейских показателей переработки в Санкт-Петербургской агломерации является в данный момент крайне отдаленной, констатирует директор АНО «Зеленка» Юлия Акимова. По информации НЭО, в «мусорной корзине» петербуржца доля пластика составляет 18,8%, а на переработку пластик уходит в объеме 5% от общего количества ТКО. Аналогичные цифры называет и генеральный директор ООО «Пласт-Деталь 78» Андрей Бойко: пластика перерабатывается примерно 5–6%, максимум 10% из общего объема, что захоранивается на полигонах.

Переработчики покупают отобранные отходы, но они готовы платить не за весь пластик. Наибольшей востребованностью у участников рынка пользуется индустриальное вторсырье, которое сортируется промышленными предприятиями. Эксперты сходятся во мнении, что именно за пластиковое сырье post-industrial идет основная борьба на рынке, поскольку с ним намного выгоднее работать: оно не нуждается в очистке и сортировке, так как не перемешивается с другими видами мусора, особенно с органическим. Такие отходы можно сразу запускать в переработку и производство, при этом закупка проходит либо через биржу, либо непосредственно у предприятий.

Первый в быту

Самыми легкими в переработке и потому самыми востребованными видами пластика в сегменте твердых коммунальных отходов (ТКО) или твердых бытовых отходов (ТБО) являются ПЭТ-бутылки и флаконы из полиэтилена низкого давления (ПНД). Как отмечает главный эколог «Артэко» Ольга Костерина, цены на ПЭТ-бутылки в России являются самыми высокими в мире. В «Автопарке № 1 "Спецтранс"» согласны, что именно фракции ПЭТ маркировки 1 и ПНД маркировки 2 можно гарантированно продать и переработать. Существует спрос и на твердый пластик ПП маркировки 5, однако мягкий пластик той же фракции обладает низким спросом в силу сложностей с сортировкой и переработкой.

Участники рынка отмечают, что основной площадкой для продажи пластикового вторсырья, отсортированного и обработанного из общей массы ТКО, является электронная торговая площадка «Биржа вторичных ресурсов», созданная ППК «РЭО». Сегодня в Северо-Западном федеральном округе стоимость килограмма ПЭТ-бутылок составляет 43 рубля, в 2023 году средняя цена была равна 38 рублей за килограмм. В «Автопарке № 1» отмечают высокую волатильность цен на пластик в прошлом году.

В Ленинградской области средняя цена за бутылочный ПЭТ составила 50 рублей за килограмм, говорят в УК ООЛО. Изменение цен на пластик крайне сложно предсказать, так как цены на полимеры ни к чему не привязаны, уточняет госпожа Костерина.

Средняя цена на килограмм бутылочного ПЭТ на рынке Евросоюза на июль 2024 года составляет 42 евроцента, или чуть больше 40 рублей. В 2023 году торги на бирже пластиковых отходов зафиксировали среднюю цену за килограмм ПЭТ-бутылок на уровне 43 евроцентов, это говорит о том, что, как и в России, цены на пластиковые отходы в прошлом году в Европе были нестабильны.

Рынок высоких издержек

Все районы Петербурга и Ленинградской области поделены между перевозчиками отходов, которых на конкурсной основе выбирают региональные операторы. Компании-перевозчики, прежде чем установить баки раздельного сбора отходов (РСО), должны получить соответствующую заявку через регионального оператора, согласовать установку с комитетом по природопользованию, а нередко и с управляющей компанией дома, которая не всегда заинтересована в подобных проектах, ведь от нее требуется высокая степень участия в обеспечении вывоза мусора.

Только после согласования с профильным комитетом мусорные контейнеры закупаются на средства местного бюджета и передаются региональному оператору. Компании-перевозчики занимаются транспортировкой и сортировкой отходов, они не несут расходы на установку баков, за исключением случаев, когда организация мест РСО выполняется по запросу юридических лиц.

В среднем изготовление одного металлического сетчатого контейнера объемом 1 куб. м стоит около 10 тыс. рублей. При этом на перевозчиков ложатся затраты по обслуживанию баков: именно они обязаны проводить ремонт и замену баков в случае их повреждений или кражи.

Цена одного мусоровоза варьируется от 10 до 24 млн рублей в зависимости от типа автомобиля и от производителя. Однако, как отмечают в «Автопарке № 1 "Спецтранс"», достаточно сложно говорить об окупаемости мусоровозов, в том числе из-за того, что одна машина может перевозить как ТКО, так и раздельные отходы, собранные в разные смены.

Сложности деления

По мнению генерального директора АО «Автопарк № 1 "Спецтранс"» Анатолия Язева, серьезной проблемой на пути к широкому распространению РСО является логистика. Сильная удаленность контейнерных площадок, мешающие мусоровозам припаркованные машины, труднодоступность и плохая уборка дворовых территорий создают дополнительные проблемы.

Человеческий фактор тоже вносит свою лепту: некоторые жители кидают в баки РСО любой мусор, усложняя сортировку, или не сминают его, что ускоряет процесс заполнения баков и нарушает график работы перевозчиков. Для решения этой проблемы проводятся кампании по информационному и экопросвещению, что тоже дорого обходится заинтересованным организациям. Как итог — проект по внедрению баков РСО для перевозчиков является убыточным.

«Сводится все к тому, что просто поднимаются тарифы. Лет семь-восемь назад вывоз одного пухто (пункта утилизации хозяйственных твердых отходов.— BG) стоил где-то в районе 6 тыс. рублей, а сейчас он стоит около 40 тыс. рублей», — отмечает господин Бойко.

Утилизация в деталях

Сложности переработки связаны также и с техническими нюансами. Помимо семи маркировок пластиков, как указывает госпожа Акимова, есть еще множество подкатегорий, каждая из которых требует своей линии и технологии переработки, а соответственно, и средств. Более того, в случае смешанных категорий или пластика ПВХ, который считается ядовитым и портит всю перерабатываемую партию пластика, сама переработка становится невозможной. Решение проблемы эксперты видят в законодательном регулировании: унификация видов производимого пластика, ограничение или полный запрет на использование ПВХ и смешение разных фракций могли бы облегчить задачу по переработке для участников рынка.

Другая проблема заключается в количестве циклов переработки. В России большинство переработанного пластика используется как down-cycling. В этом случае переработанный пластик добавляют в такие конечные продукты, как плитка, строительные материалы, из которых уже нельзя вторично извлечь пластик и снова переработать его. В результате в России, например, первый же цикл переработки бутылочного ПЭТ становится последним, тогда как в Европе такой же пластик может пройти до 13 циклов.

Наконец, вторичная гранула — результат переработки пластика — не может конкурировать с дешевой в производстве иранской первичной гранулой, занявшей рынок после введения санкций против России. Стоящее ограничение на использование вторичной гранулы в объеме не более 20% в новых изделиях (ГОСТ 33746–2016) делает ее использование еще менее выгодным в сравнении с первичной гранулой, на которую ограничение не распространяется. Это уменьшает спрос на переработанное вторсырье, а как следствие — снижает рентабельность бизнеса переработчиков пластика.

Эксперты отмечают, что большое влияние на развитие рынка переработки пластика могут оказать государственные меры по развитию необходимой инфраструктуры. По мнению госпожи Акимовой, именно создание инфраструктуры раздельного сбора отходов требует колоссальных вложений — сотни миллионов рублей, и государственная поддержка в развитии этой инфраструктуры будет полезнее, чем субсидии и льготные займы для компаний-переработчиков.

Андрей Ефимочкин, Александра Тен

Вся лента