«Монополизм — главный враг развития ресурсосбережения и инноваций»

Экспертное мнение

В условиях импортозамещения практически во всех отраслях промышленности актуализировались вопросы продления срока эксплуатации оборудования и техники. Корреспондент Business Guide поговорил с генеральным директором группы «Супротек» Сергеем Зеленьковым о концепции ресурсосбережения, спросе на такую продукцию и потенциальных рынках для ее реализации.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

BUSINESS GUIDE: С момента создания «Супротек» популяризирует концепцию ресурсосбережения. В чем особенность этой концепции и чем она полезна для потребителя?

СЕРГЕЙ ЗЕЛЕНЬКОВ: Тема ресурсосбережения лежит на поверхности, но в большинстве случаев ее почему-то воспринимают как назойливую муху, мешающую всем жить. В России большое количество техники, которая обслуживает государственные нужды. Если посмотреть, что произойдет при применении ресурсосберегающих технологий, то мы увидим огромную массу высвобожденных денег, которые могут быть потрачены на развитие новых отраслей либо на улучшение работы уже существующих, будь то станкостроение, машиностроение или другие сферы.

Представьте себе, сколько стоит судовой двигатель! Его ремонт тоже недешевое удовольствие. Если же оборудование закупается за рубежом, то возникает масса дополнительных проблем. А ведь главным убийцей любого узла является отсутствие смазки. Есть регламенты, которые позволяют при определенной эксплуатации заменять смазку или подавать новую. Там, где регламенты выполняются, узел может жить тот период, который ему предназначен. Если вдруг где-то проморгали и смазку вовремя не подали, то агрегат выходит из строя. Так вот, стоимость смазки по отношению к стоимости оборудования, узла или его ремонта ничтожно мала, а отказ техники — это самая большая затрата.

«Супротек» продвигает культуру ресурсосбережения для того, чтобы не было простоя техники, транспорта, агрегатов и прочего, чтобы смазка подавалась в узлы и механизмы своевременно, желательно автоматизированно. Чтобы находить такие возможности, мы создали Центр научно-инженерных решений. Наша технология позволяет добраться до зоны трения и восстановить изношенные поверхности до оптимальных показателей в процессе штатной эксплуатации. А дополнительным бонусом становится снижение расхода топлива и электроэнергии.

Основная проблема ресурсосбережения в России сегодня заключается в том, что люди, которые стоят у руля крупных корпораций, решают главным образом свои задачи. Им не слишком интересны чужие инновационные разработки, потому что это может помешать продвижению на рынке их продукции, где они фактически являются монополистами. Чем больше у них купят техники, тем больше они заработают прибыли. Поэтому монополизм — главный враг развития ресурсосбережения и инноваций в целом.

BG: После введения западными странами санкций против РФ во многих отраслях промышленности возникли проблемы с поставкой и сервисом оборудования, в том числе и станков. Логично предположить, что если у предприятия нет полноценной возможности заменить станок, то оно заинтересовано в максимальном продлении его работы. Соответствует ли такое предположение реалиям в российской промышленности?

С. З.: Еще несколько лет назад об этом в нашей стране не думали. Покупали зарубежные станки, зарубежный металлорежущий инструмент, готовые изделия и их эксплуатировали, тем самым работая на экономику других стран. События 2014 года, а потом 2022 года все сильно изменили. Сегодня станкостроение развивается огромными темпами, в том числе благодаря потребностям внутреннего рынка.

Однако в стране по-прежнему остро стоят проблемы сохранения режущего инструмента и качества обработки деталей резанием. Наши исследования и испытания выявили в этой области много «детских» болезней, которые мы научились решать. В частности, мы подписали контракт с крупным предприятием Norgau и под их брендом разрабатываем технологии и продукты, предлагая их на отечественном рынке металлообработки. Параллельно продвигаем и свою линейку под брендом «Супротек». Ею активно интересуются разные предприятия, в том числе в ВПК. Сейчас нашими важными стратегическими партнерами являются «Станкозавод ТБС» (бывший Завод имени Свердлова) и холдинг «Алмаз-Антей», которые тоже заинтересованы в продлении жизни своих станков.

BG: Что уже удалось импортозаместить на рынке из зарубежных смазок?

С. З.: В период 2022 года с рынка исчезло около 65 тыс. тонн смазки в ассортименте. Часть из них заместили крупные концерны, которые раньше занимались выпуском простых смазок, часть никто так и не смог заместить. Главные продукты «Супротек» — триботехнические составы и автохимия. Один наш продукт в среднем может заменить семь зарубежных смазок крупных брендов, которые ушли с российского рынка. В ассортименте у нас сейчас 15 позиций.

Плюс ко всему у нас есть своя триботехническая и химическая лаборатория, в которой мы занимаемся поиском новых решений в области смазок. Единственное, что пока нам не дает быстрого роста, это арендованные площадки, которые не позволяют поставить достаточное количество оборудования для этих целей. Поэтому в 2022 году мы поняли, что нам нужно либо арендовать большие помещения, либо строить свое.

BG: Вы планировали строить на площадке «Новоорловская» (ОЭЗ «Санкт-Петербург») Центр ресурсосберегающих технологий. Как продвигается проект?

С. З.: Сейчас идет активное проектирование. Ищем разные варианты, потому что от бизнес-плана, в котором мы ориентировались на банковскую ставку 12% годовых, после ее скачка до 24–30% годовых мы отказались. Сейчас решаем вопросы оптимизации проекта и наших действий в дальнейшем.

BG: Повысился ли спрос после ухода конкурентов? Есть какая-то динамика у вас, может, в цифрах?

С. З.: Мы видим, как растет спрос, но те, кто раньше потреблял широкий ассортимент, ищут того поставщика, кто может этот широкий ассортимент предоставить. Мы предлагаем свою линейку, но пока она не покрывает всю потребность крупных игроков. Поэтому наша задача — как можно быстрее расширить ассортимент и запустить его в работу.

BG: А как спрос распределяется между регионами?

С. З.: Наша продукция представлена в большинстве крупных городов РФ: в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге. Сейчас особый акцент делаем на южные регионы. Не забываем и о Сибири, где также есть наша дилерская сеть. В целом в любом городе России, население которого превышает 100 тыс. человек, можно приобрести продукт «Супротек».

BG: Масла вашей компании производились на заводе RoweMineralolwerk GmbH в Германии под брендом Atomium. В 2022 году сотрудничество с заводом прекратилось. Планируете ли развивать бренд дальше?

С. З.: Германия была выбрана, потому что там есть четкие стандарты качества, гарантирующие точный результат. У нас было много предложений из других государств, но мы выбрали немецкий завод. Несколько лет мы вкладывали в рекламу, но когда потратили огромные деньги на то, чтобы запустить продукт, немецкая сторона отказалась от поставок из-за санкций.

BG: А за кем остался бренд?

С. З.: Бренд остался за нами, но мы были вынуждены искать блендинговую компанию на территории России. Провели ряд встреч, поездок, посмотрели, приценились и приняли решение, что будем это делать в родном Санкт-Петербурге. Мы нашли предприятие, которое может давать хорошее качество, и запустили промежуточно сначала продукцию Comfort, которая уже завоевала сердца наших потребителей. В конце августа на выставке «Автомеханика» презентуем масло Atomium, произведенное в России.

BG: Рынки каких стран видите перспективными для реализации продукции «Супротек»?

С. З.: Нам всегда приходилось самостоятельно, без какой-либо помощи и финансовой поддержки, продвигать нашу продукцию. Учредители «Супротек» — это не те люди, которые получили наследство от богатых родителей. Все, что мы зарабатывали, вкладывали в развитие. Поэтому путь был долгий и непростой. Более того, мы единственные в этой стране, а может, даже и в мире, кто создал собственный рынок потребления отдельной группы присадок. Все остальные уже подстроились под нас. Это не значит, что присадок не было. Они были. Просто их никто никогда не продвигал.

Сегодня очень активно развиваются страны БРИКС. У нас есть взаимодействие с Латинской Америкой, с Африкой, с Ближним Востоком. И, конечно, мы будем поддерживать через наш форпост дилеров в Чехии, Германии, Греции и Болгарии. В общей сложности наша продукция в разных объемах уже присутствует в 48 странах мира.

Владимир Колодчук

Вся лента