Почта в цифре
Как происходит трансформация «Почты России» в цифровой сервис
Удаленность регионов Дальнего Востока подталкивает компании увеличивать доступность цифровых сервисов. Так, «Почта России» одновременно обновляет отделения на Дальнем Востоке и расширяет перечень цифровых услуг: от заказных электронных писем до оцифровки документооборота. К слову, цифровая выручка компании за год увеличилась на 17%, в том числе благодаря развитию в труднодоступных регионах. Эксперты считают, что в течении пяти лет «Почта России» продолжит развивать цифровые сервисы и начнет объединять их в собственную экосистему.
По итогам первого полугодия 2024 года «Почта России» впервые с 2019 года продемонстрировала валовую прибыль в 1,3 млрд руб. Немаловажным фактором такого роста стала и цифровая выручка компании, увеличившаяся на 1 млрд руб., или на 17% год к году.
«Популярность цифровых сервисов "Почты" растет по всей России, в том числе и на Дальнем Востоке — например, каждую пятую посылку в этом регионе получают с помощью QR-кода»,— говорит директор по развитию продуктов и сервисов «Почты России» Антон Нечаев. Также, по данным компании, на Дальнем Востоке сервисом заказных электронных писем пользуются более 500 корпоративных клиентов госкомпании.
Председатель Совета ТПП РФ по развитию цифровой экономики и директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев считает, что тенденция «Почты России» к цифровизации положительно влияет как на сам сервис, так и на граждан, которые им пользуются. «Роль "Почты России" в отдаленных регионах выглядит как интегратор государственных услуг и способ государства взаимодействовать с населением»,— говорит он. Господин Комлев подчеркивает, что доверенная электронная почта в будущем может заменить привычный бумажный вариант корреспонденции.
В 2021 году президент Владимир Путин на Восточном экономическом форуме поручил модернизировать сеть сельских почтовых отделений. Помимо ремонта, в обновленных отделениях «Почта России» размещает клиентские компьютеры с доступом к «Госуслугам». На Дальнем Востоке с 2022 года было обновлено 91 отделение компании.
Электронный документооборот (ЭДО) в России за 2022 год вырос на 37% год к году. Основными драйверами роста послужили переход госполитики к полному отказу от бумажного варианта документооборота, а также уход иностранных компаний из РФ (см. "Ъ-Review" от 13 июня).
Антон Нечаев добавляет, что в последние несколько лет бумажные письма отправляли в основном различные государственные органы или происходил обмен документами между юридическими лицами, однако и здесь госструктуры переходят в электронный формат. Так, 55% информации о штрафах ГИБДД «Почта России» доставляет в виде электронных заказных писем.
На Дальнем Востоке с начала 2024 года клиенты отравили более 5,5 млн электронных писем. «Почта обеспечивает связь всех со всеми вне зависимости от того, находится получатель онлайн или офлайн. Если адресат электронного заказного письма не готов получить его в цифровом виде, сотрудники "Почты" распечатают корреспонденцию и доставят лично в руки»,— добавляет господин Нечаев.
«"Почта России" переходит на юридически значимый электронный документооборот, следуя за трендом, актуальным и в других отраслях»,— говорит лидер стрима «Управление знаниями» платформы «Сфера» (входит в холдинг Т1) Сергей Полиненко. По его словам, крупный бизнес внедряет в практику электронные доверенности, обработка которых происходит автоматически. «В строительной сфере и других областях набирает популярность автоматизация работы со структурными документами»,— уточняет эксперт. По оценке господина Полиненко, в будущем «Почта России» будет переносить в электронный формат и другие типы документов.
Помимо частных лиц, «Почта России» обеспечивает цифровыми сервисами и корпоративных клиентов, уточняет Антон Нечаев. Почта запустила сервис оцифровки бумажной корреспонденции, и, по данным эксперта, за семь месяцев 2024 года уже было оцифровано 22 тыс. документов с Дальнего Востока. «Клиентам не нужно тратить время на сканирование важных бумаг, искать место для хранения и вести архивы: сотрудники "Почты" самостоятельно сканируют входящую корреспонденцию и загружают ее в электронный архив или напрямую в систему электронного документооборота компании»,— объясняет он.
Помимо этого, в конце 2022 года «Почта России» запустила эксперимент по электронной подписке на журналы и газеты через мобильное приложение госкомпании. (см. “Ъ” от 19 октября 2022 года). В «Почте России» добавили, что на Дальнем Востоке ежемесячно сервисами мобильного приложения пользуются 350 тыс. человек.
По оценке господина Полиненко, для полной оцифровки «Почты России» потребуется около трех-пяти лет и от 500 млн до нескольких миллиардов рублей. Среди сдерживающих факторов оцифровки он назвал низкую степень использования личной электронной подписи. «Как только она получит большее распространение, переход на ЭДО значительно ускорится, учитывая, что на рынке уже представлено достаточно много функциональных решений и успешных кейсов»,— подчеркнул он. По оценке представителя платформы «Сфера», в течение пяти лет «Почта России» будет стараться максимально перейти на цифровой формат работы с автоматизацией своих процессов. «Это позволит компании сократить стоимость почтовых отправлений и направить эти средства на развитие служб доставки и улучшение опыта других логистических сервисов»,— говорит господин Полиненко, добавляя, что на этом фоне вырастут качество сервиса и скорость, что критично для высококонкурентного рынка.