Цинизм крепчал

Геннадий Сысоев о политике Запада на Балканах

На этой неделе в Белграде ждут Эмманюэля Макрона. Заметим, что президент Франции не скупится на критику в адрес нынешнего сербского руководства. Это, однако, не мешает ему ехать в Сербию и договариваться о продаже ей 12 французских истребителей Rafale на €3 млрд и о строительстве французскими фирмами первой в этой стране АЭС. После этого президент Франции, разумеется, не перестанет критиковать Белград — на словах. А на деле будет продвигать в Сербии выгодные для Франции проекты.

Геннадий Сысоев

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

США с Евросоюзом тоже жестко критикуют Белград за связи с Россией и его политику в регионе, а также периодически грозят заблокировать евроинтеграцию страны. Последний всплеск раздражения вызвал на Западе визит в Москву сербского вице-премьера Александра Вулина, который поблагодарил российские спецслужбы, «предупредившие руководство Сербии о подготовке массовых беспорядков и попытке госпереворота». Тем не менее Запад продолжает не только поддерживать сербского президента Александра Вучича, но и как ни в чем не бывало развивать с Сербией стратегические проекты.

Объяснить эту парадоксальную ситуацию можно. Ведущие западные страны давно придерживаются на Балканах этой линии: критика в адрес стран региона и их лидеров стала элементом политической торговли, позволяющей Западу извлекать вполне конкретную выгоду из взаимодействия с ними.

После завершения эпохи Ангелы Меркель Германия с ее новым руководством стала едва ли не самым жестким критиком Белграда и его политики. Тем не менее в июле немецкий канцлер Олаф Шольц с готовностью прибыл в Белград, чтобы встретиться со всем высшим сербским руководством и лично поприсутствовать на подписании между Сербией и Евросоюзом соглашения о сотрудничестве в сфере стратегического сырья, которое предполагает добычу в Сербии лития для нужд ЕС, в чем Германия крайне заинтересована.

Нынешний приезд Эмманюэля Макрона в Белград из той же серии. Кстати, после весеннего визита в Париж сербского президента Александра Вучича, который анонсировал тогда будущие стратегические сделки с Францией, Белград получил нежданный подарок: Косово вдруг «прокатили» с обещанным членством в Совете Европы.

Политическая торговля практикуется Западом не только в отношении Сербии. В Черногории США жестко выступали против вхождения во власть «Демократического фронта», называя его пророссийским, и грозили серьезными последствиями для американо-черногорских отношений. Однако когда один из лидеров «фронта» Андрия Мандич стал спикером парламента и третьим по значимости политиком в стране, США особо возражать не стали. А все дело в том, что в союзе с «Демократическим фронтом» был заинтересован премьер Милойко Спаич, которого бывший до недавних пор американским эмиссаром на Балканах Гейбриел Эскобар открыто поддерживал как своего протеже.

Так что, пока подобная политика Запада продолжается, серьезные неприятности балканским лидерам не грозят. А к гневным словам со стороны США или ЕС они привыкли.

Впрочем, история бывшего югославского президента Слободана Милошевича, который прошел путь от фаворита Запада до узника Гааги, свидетельствует: в балканской политике западных стран случаются исключения.

Геннадий Сысоев, корреспондент “Ъ” на Балканах

Вся лента