Конь нейродуги не испортит
Ученые Южного федерального университета разработали диагностический комплекс для занятий иппотерапией
Без малого 11 млн россиян, или 7,5% населения нашей страны,— это инвалиды, количество которых не уменьшается. За последние восемь лет в России количество детей-инвалидов незначительно, но все же выросло: если в 2016 году было зарегистрировано чуть более 600 тыс. человек, то в 2023-м уже 720 тыс. (источник всех данных — Росстат). Нарастающее число детей с патологиями требует для их лечения и реабилитации новых терапевтических мер, в том числе и нетрадиционных. Например, таких как иппотерапия.
«Иппотерапия — это разновидность лечебной физкультуры, метод реабилитации с помощью верховой езды на лошади. Она показана пациентам с аутизмом, ДЦП, умственной отсталостью, сколиозом, артритом, тревожно-депрессивными расстройствами, а также больным после инсульта»,— говорит врач-невролог-реабилитолог Хадижат Эльдарова.
Лечебный эффект от иппотерапии, говорят медики, достигается со временем за счет естественных циклических вибраций, возникающих в процессе верховой езды.
«Иппотерапия оказывает значительное положительное влияние на взрослых с нейромоторными нарушениями (включая рассеянный склероз, инсульт) и детей с ДЦП, а также пожилых людей с возраст-зависимыми проблемами, связанными с неустойчивостью при ходьбе и падениями. Улучшают равновесие, двигательную функцию, осанку, походку, симметрию мышц, движения таза, психосоциальные параметры и общее качество жизни пациентов. У пожилых людей вмешательства с помощью иппотерапевтических упражнений были связаны с небольшим или умеренным снижением страха падения сразу после вмешательства. Улучшает скорость шага (время реакции, время движения), точность шага и показатели статического и динамического баланса. Однако по результатам метаанализов, иппотерапия не показывает статистически значимых преимуществ по сравнению с другими формами терапии»,— говорит врач-невролог, реабилитолог, к.м.н., научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии» Роман Люкманов.
Прежде чем решить занимать больного иппотерапией, нужно убедиться, не навредит ли она ему. Для этого ученые Южного федерального университета (ЮФУ) разрабатывают специальный аппаратно-программный диагностический комплекс для замеров биоэлектрических показателей организмов человека и лошади. Разработка полностью российская и аналогов в мире не имеет.
«Технически разработка сводится к аккумулированию биофизических сигналов у человека и у лошади. Для этого к ноге лошади и на грудь всаднику крепится по одному микроконтроллерному блоку для приема и обработки данных электрокардиограммы. Эти блоки состоят из шести осевых инерциальных датчиков, микроконтроллера, радиомодема и блока питания ко всем компонентам. После обработки данные ЭКГ лошади и всадника по Wi-Fi передаются на смартфон врача или тренера. По данным сердцебиения специалисты смогут определить, насколько спокойны всадник и конь, не раздражают ли друг друга и могут ли проводить занятия по иппотерапии»,— говорит заведующая лабораторией кафедры встраиваемых и радиоприемных систем Института радиотехнических систем и управления (ИРТСУ) ЮФУ Оксана Шпаковская.
Ученые считают, что наилучший эффект от тренировки получится тогда, когда индекс напряженности систем организма человека и лошади максимально низкий. Индекс напряженности регуляторных систем (еще известен как индекс Баевского) подразумевает баланс симпатической и парасимпатической нервных систем в организме. Симпатическая нервная система активируется при стрессе, стимулирует увеличение скорости метаболизма, сердцебиения, количество поступающего к мышцам кислорода и затормаживает процессы пищеварения. Парасимпатическая отвечает за восстановление затраченных при стрессе запасов энергии и регулирует работу организма во сне. Нормальные значения индекса Баевского колеблются от 80 до 150 единиц. Если тренеру по значениям индекса станет понятно, что человек на лошади в процессе занятия чувствует себя напряженно, то всаднику подберут коня поспокойнее.
Однако, как это будет работать на практике, пока неизвестно — прибор находится на стадии разработки. Ученые уже проводят занятия с особенными детьми в ботаническом саду ЮФУ, где будут испытывать инновацию.
Свойства иппотерапии известны со времен Древней Греции и описаны в трудах Гиппократа. Слово «Иппотерапия» происходит от греческого hippos и означает «лошадь», а therapy — «уход». В середине XVIII века писатель Дени Дидро подчеркивал в своем трактате «О верховой езде и ее значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести», что «среди физических упражнений первое место принадлежит верховой езде. С ее помощью можно лечить много болезней, но возможно также и их предупреждать, как только они проявляются». Однако заявления великих мыслителей требовали доказательств, и как формализованная дисциплина иппотерапия была признана лишь в середине прошлого века, когда в клиниках Западной Европы, в частности в Германии, лошадей привлекали в качестве реабилитационного инструмента в дополнение традиционной физической терапии.
В России иппотерапия тоже популярна, и спрос на такой вид реабилитации был всегда. Иппотерапия, или, как ее еще называют, анималотерапия, практикуется и в рамках работы Росгосцирка. Хотя официально реабилитационных групп при этой организации не существует, нередко, пока цирк находится на гастролях в том или ином городе, дети общаются с животными, чаще всего с лошадьми, кормят их, гладят и иногда даже учатся верховой езде под контролем цирковых. В группу их приводят родители, некоторым детям занятия дают положительный эффект.
«Динамика у детей очень хорошая. Некоторые дети, кому по медицинским показаниям можно ездить верхом, осваивают этот процесс, учатся общаться с лошадью, дают ей команды. В рамках занятий мы проводим гимнастику: ребенок сидит на лошади, отпускает правую или левую ручку по очереди, держит равновесие. Общение с лошадьми всегда вызывает положительную динамику в той или иной степени. Среди наших так называемых воспитанников в одном из городов был ребенок с олигофренией и аутизмом. Он жутко кричал на первом занятии, убежал на верхние ряды и там сидел. Мама переживала, думала прекратить занятия, но они остались у нас в группе — и правильно сделали: мальчик сначала наблюдал за детьми издалека, в какой-то момент расслабился, стал гладить лошадей, даже верхом сел. Ему стало психологически легче благодаря общению с животным. Или вот бывала у нас на занятиях девочка Маша, колясочница с сильным тонусом рук и ног, которая не могла ходить, но через год уже смогла разжимать руки, так как хотела гладить лошадь. Ей тоже в конце концов удалось расслабить ручки, удерживать в руках поводья, тихонько ездить верхом»,— говорит артист-дрессировщик Российской государственной цирковой компании Вера Мещанова.