С разрешенной высокой скоростью
Как в Петербурге развиваются главные инфраструктурные проекты: ШМСД, ВСМ и линия «Славянка»
Северная столица подтверждает статус центра инновационных решений в создании транспортной инфраструктуры благодаря реализации таких крупных проектов, как высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ-1), скоростная трамвайная линия «Славянка» и Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД, она же Восточный скоростной диаметр). Как развиваются проекты — в материале.
Возведение главной транспортной артерии Петербурга — ШМСД — переходит в активную фазу. До конца 2024 года власти Петербурга планируют заключить концессионные соглашения на реализацию II–IV этапов проекта. В итоге ШМСД с мостом через Неву станет для восточных районов связующим звеном с южными и опосредованно (через ЗСД) с северными районами. Скоростная трасса позволит частично разгрузить самые напряженные участки и вывести с улиц Петербурга транзитный транспорт.
По словам губернатора Александра Беглова, в целом толчок к развитию транспортной инфраструктуры дал президент Владимир Путин. Проект возведения трассы разделили на шесть участков: первый участок — от ЗСД (в районе улицы Благодатной) до Витебского проспекта, второй — от Витебского проспекта по мосту через Неву (в створе улиц Фаянсовой и Зольной) до Союзного проспекта, третий — от Союзного проспекта до улицы Коммуны, четвертый — от улицы Коммуны до КАД, пятый — от КАД до примыкания к федеральной автомобильной дороге М-18 «Кола», шестой — от улицы Коммуны до автомобильной дороги Санкт-Петербург — Колтуши.
Остановились на развязке
Строительство ШМСД началось с возведения Витебской развязки — транспортного узла с Западным скоростным диаметром и участка пути до Витебского проспекта с выездом на него. Основное строительство ведет оператор ЗСД — ООО «Магистраль Северной столицы», которое в феврале 2021 года заключило договор с ООО «ПУСК-ЛИМАК-Север».
Работы финансируются по принципу концессии: город заключил допсоглашение к договору с «Магистралью Северной столицы». Стоимость строительства составляет порядка 40 млрд рублей, средства выделяют концессионер, городской бюджет и федеральный. Также Петербург привлек льготный инфраструктурный бюджетный кредит.
В августе этого года губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и министр транспорта РФ Роман Старовойт обсудили ход работ данного этапа. Открыть Витебскую развязку планируется до конца 2024 года. При этом разрешение на строительство действует до 2027 года. Протяженность скоростной трассы на шесть полос составит 2,6 км. Пропускная способность — 70 тыс. транспортных средств в сутки.
Концессионные соглашения по строительству следующих участков (II–IV) планируется подписать до конца 2024 года, уточнили в администрации региона. А в 2025 году продолжится дальнейшее строительство ШМСД от Витебской развязки в сторону Невы.
Согласно плановым срокам, проложить скоростную трассу строители должны до 2030 года. Протяженность ее составит 32,4 км, из них 16,7 км в границах Петербурга и 15,7 км — в Ленинградской области. На них будет 13 развязок, 12 путепроводов на пересечении с улицами, 8 — на пересечении с железнодорожными путями.
Финансирование данных этапов проекта будет идти из федерального и регионального бюджетов, а также внебюджетных источников. Из госказны на эти цели должно поступить порядка 90 млрд рублей. Летом 2024 года в рамках проекта городской программы по развитию транспортной системы стоимость возведения данных участков оценивалась в 241 млрд рублей. Из них расходы городского бюджета составляли 160 млрд рублей.
Подготовительные работы уже начались. Так, например, в июле 2024 года комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга приступил к освобождению земельных участков на Дальневосточном проспекте и Глухоозерском шоссе под строительство второго этапа ШМСД с мостом через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц.
Что касается строительства пятого и шестого участков, то они больше подведомственны Ленобласти. В декабре 2023 года между регионом, ВТБ и банком «Россия» было подписано концессионное соглашение на реализацию данных этапов ШМСД. Сумма инвестиций составила около 110 млрд рублей, из которых половина — внебюджетные средства.
Первая ВСМ в России
Дан старт проекту ВСМ-1 после презентации в рамках выставки «Мой Петербург». «Это будет первая скоростная и полностью пассажирская дорога России. По сути, мы создаем одну масштабную агломерацию, которая объединит две столицы, Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую области»,— отметил Александр Беглов.
Глава «ВСМ Две Столицы» Олег Тони на презентации проекта напомнил, что президент подписал проект развития высокоскоростных железнодорожных магистралей по пяти направлениям. Так, помимо столичных, они будут развиваться в сторону Екатеринбурга, Адлера, Минска и Рязани.
Стоимость ВСМ-1 оценена в 1749,4 млрд рублей, сообщалось в материалах к подготовке нацпроекта «Развитие транспортной инфраструктуры». Также ранее сообщалось, что в том числе 30 млрд должен выделить Петербург. ВСМ-1 планируется запустить в 2028 году. Для строительства планируется реконструкция станции Санкт?Петербург — Главный и постройка технической станции Обухово-2. В апреле 2024 года Александр Беглов заявлял, что возведение нового терминала для высокоскоростной магистрали будут синхронизировать с размещением вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2».
По магистрали будут курсировать инновационные скоростные поезда. Их изготовит АО «Уральские локомотивы» (входит в «Синара — Транспортные машины»), с которыми РЖД подписала соответствующее соглашение. Известно, что локомотив будет развивать скорость 360 км/ч, в составе будет восемь вагонов с несколькими вариантами класса комфорта и вместимостью до 460 человек.
ВСМ-1 пройдет по специализированным отдельным путям, что позволит снизить нагрузку на существующую железнодорожную инфраструктуру. А интервал движения поездов составит 15 минут. По сути, это будет переход на тактовое расписание.
По линии «Славянка»
До 2030 года в Петербурге появится шесть новых трамвайных линий, сообщал губернатор Александр Беглов, презентуя программу развития городского транспорта. Но особо ждут маршрута от станции метро «Купчино» до поселка Шушары жители Пушкинского района города.
Согласно анонсам властей, с 2026 года там будет курсировать скоростной трамвай, который сможет провозить до 13 млн пассажиров ежегодно. Новое транспортное сообщение поможет избежать пересечения линии с существующими крупными магистралями, разгрузить дорожную сеть и не создавать пробок в часы пик. При этом стоимость проезда по ней будет такой же, как в обычном городском трамвае. Протяженность трамвайной линии составит 21 км.
Возведение идет полным ходом. Согласно публикуемым отчетам в группе в соцсети «Трамвайная линия "Славянка"», на Балканской площади проложены новые коммуникации и асфальтируется площадка. Строители приступили там к возведению комплексов административных зданий и платформы. Также укрепляется берег реки Волковки, которая протекает рядом.
Параллельно осуществляется возведение будущих путепроводов через пути Октябрьской железной дороги и КАД. Ведутся работы на пересечении Вилеровского переулка и Новгородского проспекта в Шушарах — там, где трамвай будет заезжать в поселок и строится будущее трамвайного депо.
Напомним, что концессионное соглашение между Санкт-Петербургом и ООО «Балтнедвижсервис» было подписано в 2019 году и рассчитано на 30 лет. Как добавили в администрации региона, данный проект — один из крупнейших в России по устройству новой городской инфраструктуры общественного легкорельсового транспорта, реализуемый в рамках государственно-частного партнерства.
На линии будут курсировать скоростные трамваи. Время в пути составит всего 15 минут, а время ожидания состава — 5 минут. Изготовлением новационного электротранспорта занимается ПК «Транспортные системы». В компании сообщили, что на 20 августа 2024 года пилотный трамвай 71–932 «Невский» для линии «Славянка» находится на финальном этапе сборки. И в ближайшее время специалисты будут готовы его презентовать. На первом этапе планируется эксплуатация десяти трамваев. Техника будет трехсекционной. Всего будет изготовлено 22 трамвая.