Профессор футбола
Умер Свен-Ёран Эрикссон
На 77-м году жизни после продолжительной болезни умер шведский футбольный тренер Свен-Ёран Эрикссон. За свою 42-летнюю карьеру он возглавлял 13 клубов и 4 национальные команды. Запомнился Эрикссон прежде всего по работе в сборной Англии, итальянском «Лацио», шведском «Гётеборге» и португальской «Бенфике».
Обычно смерть известных людей производит оглушительный эффект неожиданности. Этот случай не такой. Свен-Ёран Эрикссон, если можно так выразиться, к своему уходу подготовился заранее, загодя со всеми попрощался и всех поблагодарил. В январе он раскрыл свой страшный диагноз — рак поджелудочной железы — и сообщил, что жить ему осталось в лучшем случае год. Вспоминая свой путь в документальном фильме, который ранее в августе выпустил стриминговый сервис Amazon Prime, Эрикссон говорил:
«Моя жизнь была сказкой, это была хорошая жизнь. Может быть, она была слишком хорошей, за это нужно платить».
Работать тренером Эрикссон начал рано, в 28 лет, поняв, что выдающегося футболиста из него не выйдет. Оценку себе как игроку он дал сам: «Очевидно средний защитник, который, однако, редко допускает ошибки». Наибольшую известность он получил как первый иностранный тренер сборной Англии и как тренер, все-таки не оправдавший неизменно высоких английских ожиданий. Руководивший командой с 2001 по 2006 год швед тем не менее врезался в память британской публике чрезвычайно сильно. На кромке поля он выглядел как профессор: высокий лоб, очки, безупречный костюм и внимательный, безэмоциональный, холодный взгляд. В излишнем спокойствии и отсутствии притягательности его как-то раз иносказательно обвинил Гарет Саутгейт, оказавшийся позже на месте Эрикссона: «Мы ждали Уинстона Черчилля, а вместо него получили Иана Дункана Смита» (последний был лидером Консервативной партии в начале 2000-х и имел репутацию политика, лишенного харизмы).
Период правления Эрикссона был для англичан временем, возможно, самых сладких побед и самых душераздирающих поражений.
Уничтожение немцев в Мюнхене в сентябре 2001 года со счетом 5:1 до сих пор вспоминают на родине футбола как лучший матч с 1966 года, когда их сборная выиграла чемпионат мира. Однако гораздо лучше помнят другое: удар Роналдинью с 40 метров, мяч, приземлившийся за спину Дэвида Симена, и крушение надежд в четвертьфинале чемпионата мира 2002 года, две мучительные серии пенальти с португальцами на той же стадии Евро-2004 и чемпионата мира-2006.
Были в жизни Свенниса, как его называли сначала в Швеции, а затем и во всем мире, и по-настоящему славные главы. Единственным скандинавским клубом с европейским трофеем до сих пор остается «Гётеборг». Его первая победа в Кубке UEFA как раз случилась при Эрикссоне в 1982 году. Примерно настолько же невероятно выглядела бы, скажем, победа «Гётеборга» в Лиге Европы (турнире—преемнике Кубка UEFA) в наши дни.
Та команда была по сути полупрофессиональной. Практически все игравшие за нее футболисты параллельно трудились на «обычных» работах. Более того, «Гётеборг» был бедным клубом и, например, не мог набрать денег на поездку на выездной четвертьфинал с «Валенсией». Были сомнения и насчет следующих стадий, но здорово помогли финансами болельщики, забившие трибуны стадиона Ullevi под завязку на домашние еврокубковые матчи. В финале, который тогда игрался в два матча, ждал «Гамбург». Дома «Гётеборг» победил со счетом 1:0. Перед ответной встречей в Германии у стадиона Volksparkstadion гостей из Швеции встречали флагами и шарфами с кричащими надписями «"Гамбург" — обладатель Кубка UEFA-1982». Хозяева получили 0:3. А могло и не срастись ничего вовсе, ведь за год до этого Эрикссон хотел покинуть клуб после не слишком удачного сезона — отговорили игроки и президент.
Был у Свена-Ёрана Эрикссона и удивительный римский период на стыке 1990-х и 2000-х, сделавший его одним из наиболее трендовых специалистов.
Его «Лацио» гремел на всю Европу, выиграл Кубок обладателей кубков, Суперкубок UEFA и наконец вернул себе звание чемпиона Италии. Та победа в домашнем первенстве для клуба до сих пор последняя. Были, конечно, и другие сказочные моменты, за которые Эрикссону, по его собственному выражению, было «нужно заплатить». Среди них два ярких отрезка в лиссабонской «Бенфике» с россыпью внутренних трофеев, финалами Кубка UEFA в 1983-м и Кубка европейских чемпионов в 1990 году.
«Надеюсь, в конце люди скажут: да, он был хорошим человеком,— продолжал Свен-Ёран Эрикссон свое прощальное послание.— Хотя скажут так не все. Надеюсь, вы запомните меня как позитивного парня, который пытался сделать все, на что был способен».