Пробег тормозит продажи
Почему стало сложнее избавиться от подержанного автомобиля
По итогам июля средний срок реализации машин на вторичном рынке вырос до 38 дней, подсчитали эксперты сервиса «Авто.ру Бизнес». Однако ситуация отличается в зависимости от сегмента. Так, например, на то, чтобы продать машины стоимостью свыше 1,5 млн руб., может уйти больше месяца или 44 дня. В то время как дешевые автомобили стоимостью от 300 тыс. руб. до 700 тыс. руб. находят новых владельцев за 32 дня.
Быстрее всего можно продать машины стоимостью до 300 тыс. руб. На это потребуется всего 17 дней. Но в других категориях динамика негативная, говорит директор по развитию «Авто.ру Бизнес» Даниил Шкурыгин: «С начала лета средний срок продажи автомобилей с пробегом начал расти. Машины стоимостью от 700 тыс. руб. до 1,5 млн руб. начали продаваться дольше на один день. Они уходят с рынка в среднем за 40 суток.
Самое существенное замедление мы наблюдаем в ценовом сегменте от 1,5 млн руб.. Они прибавили пять дней к предыдущему месяцу и в среднем продаются за 44 дня, что неудивительно. Начиная именно с этого сегмента, подержанные машины начинают конкурировать с новыми, где нередко проигрывают, так как на российском рынке сформировалась неплохая структура предложения новых автомобилей, и покупателям есть из чего выбрать».
Независимый эксперт автомобильного рынка Олег Мосеев согласен с выводами аналитиков. Он связывает увеличение сроков продажи с сезонным фактором, через месяц ситуация должна улучшиться. Однако в премиум сегменте напряженность может сохраниться, отмечает собеседник “Ъ FM”: «Премиум-сегмент во второй половине сентября начнет оживать. Но это не компенсирует полностью всю историю. Проблемы с наличием на вторичном рынке достаточного количества премиальных автомобилей-трехлеток с вменяемыми пробегами будут только ухудшаться. Да, такие машины завозят, но этого количества явно недостаточно по сравнению с выбытием. Что касается притокп из новых парков, на рынок эти авто еще не выходили и в ближайшее время не выйдут, потому что люди удлинили срок владения».
При этом «Автостат» заявлял, что по итогам июля продажи на вторичном рынке увеличились более чем на 9%, по сравнению с июнем. Россияне за месяц купили свыше 540 тыс. автомобилей, что стало максимумом с начала года. Эксперты связывают рост с потенциальным ростом цен на машины, которое может произойти осенью из-за утильсбора. Хотя эксперт по автоподбору Артур Брума не заметил повышения спроса. По его словам, увеличение сроков продаж не привело к падению цен: «Мы наблюдаем спад на разовые осмотры. Машины действительно продаются хуже. Эта тенденция началась с конца марта. Массовых понижений цен нет. Более того, наблюдается местный рост.
Автосалоны, конечно, являются флагманами, за ними тянутся частники. Если говорить про московский авторынок, то есть у нас один не самый добросовестный игрок, не буду его называть, который выставляет стоимость на площадках, но продает эти машины только в кредит. Тем самым частники, глядя на них, повышают цены. Их стоимость получается занижена для покупателя и формирует неправильное представление о том, в каких диапазонах продаются данные марки и модели».
По данным «Автостата», средние цены на автомобили с пробегом в июле снизились чуть меньше чем на 3% — до 1,5 млн руб. Однако если сравнивать с июлем 2023 года, то подержанные машины наоборот подорожали. Правда, всего на 1%.