Михаил Задорнов оспаривает санкции

Может ли OFAC отметить ограничения в адрес экс-главы «Открытия»

Бывший председатель правления банка «Открытие» Михаил Задорнов пытается оспорить санкции США через суд. Такой иск он подал в июле в окружной суд США округа Колумбия. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на документ. В нем указаны восемь ответчиков, в числе которых госсекретарь Энтони Блинкен, Госдепартамент, Минфин США и его бывшая глава Джанет Йеллен, а также управление Минфина по контролю за иностранными активами. Задорнов попал в черный список США в апреле 2022 года, так как работал в подсанкционном банке «Открытие». В декабре он покинул свой пост. В иске экономист объяснил, что не мог сделать этого раньше из-за пятилетнего контракта. Как указал Задорнов, у него нет связей с российским правительством, и он не планирует занимать руководящие должности в финансовом секторе.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Есть ли у бывшего главы «Открытия» шанс оспорить санкции? Адвокат и партнер фирмы BGP Litigation Сергей Гландин считает, что они довольно высоки: «История Михаила Задорнова отличается тем, что он не покинул Российскую Федерацию. Другие уехали и представили доказательства своего дистанцирования от России, от российской власти. Он пошел иным путем — контракт закончился, с "Открытием" он больше не связан. Теперь из-за санкций ему довольно сложно выступать на международных площадках.

Оснований больше нет, и он как раз напирает на ту единственную правовую норму из 31-го Свода федеральных законоположений, где четко сказано, что при изменении поведения, фактической ситуации OFAC обязано снять санкции. Вот на это как раз он и напирает. Второе главное основание — то, что Управление по контролю за иностранными активами США год не реагировало на заявление в порядке административного пересмотра о снятии с него санкций. Это, конечно же, серьезное процессуальное нарушение, и оно предоставляет право любому лицу подать иск о бездействии административного органа власти США.

Насколько высоки шансы добиться исключения из санкционного списка? В рамках вот этой имеющейся практики шансы довольно велики. Иск был подан менее месяца назад. Сейчас по всем ответчикам рассылают повестки. Когда они их получат, проанализируют и поймут, что действительно занимались волокитой, излишним бюрократизмом, то сами исключат его из санкционного списка и принесут в суд заявление, ходатайство с просьбой прекратить производство, потому что предмета больше нет».

В иске Михаил Задорнов также сослался на опыт своих бывших коллег из «Открытия». Прежде OFAC исключило из черного списка Анатолия Карачинского, Елену Титову, Андрея Голикова и Пола Голдфинча после их ухода из подсанкционного банка. Обращение в суд становится своеобразной формой давления на OFAC — управление часто затягивает сроки рассмотрения документов, отметил юрист адвокатского бюро NSP Глеб Бойко: «Таким путем прошли уже несколько российских лиц, некоторые иностранные, в том числе члены совета директоров банка "Открытие".

В отношении них уже не было оснований для введения санкций, OFAC не рассматривал их заявления об административном пересмотре. Они обратились в суд, OFAC, не дожидаясь рассмотрения дела по существу, в том числе для того чтобы не формировать негативную для себя практику, исключил их из санкционного списка и снял ограничения. Аналогичный подход возможен и в ситуации с Михаилом Задорновым.

Дело в том, что OFAC перегружен заявлениями российских лиц и обращениями, связанными с российским санкционным режимом. Еще до введения ограничений в отношении Московской биржи мы получили от американских коллег информацию о том, что, например, отдел, который занимается выдачей лицензий по санкционному режиму, состоит из 30 сотрудников. Они рассматривают более 18 тыс. заявлений разного уровня сложности.

OFAC, наверное, не хватает времени и ресурсов, чтобы своевременно рассматривать обращения, чем оно и пользуется. Более того, у американского Управления по контролю за иностранными активами нет какого-либо конкретного срока, устанавливающего его обязанность дать ответ, принять решение в определенный срок. Однако в суде можно указать, что рассмотрение, допустим, заявления об административном пересмотре в течение года и более и долгое отсутствие ответа на запросы заявителя является неразумным и необоснованным».

Свое ходатайство в OFAC Михаил Задорнов подал в декабре 2023 года. Управление отправило ему анкету для лиц, которые оспаривают санкции, в мае, хотя должно было уложиться в 90 дней. В апреле бывший глава «Открытия» уведомил OFAC о намерении обратиться в суд, если не получит ответа на свое ходатайство до 1 июня.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елена Иванова

Вся лента