Бал во дворце закрыли правые
Консультации по кандидатуре премьер-министра Франции пока в тупике
Сегодня, в понедельник, 26 августа, в Елисейском дворце завершились консультации Эмманюэля Макрона с главами политических партий и парламентских групп. Задачей президента было определить кандидатуру нового премьер-министра. Последними президент принял крайне правых. Сегодня же он обсудит результаты кастинга с руководителями обеих палат парламента. Едва ли выбор был сделан, считает корреспондент «Ъ» во Франции Алексей Тарханов.
После пятничного совместного визита в Елисейский дворец лидеров «Нового народного фронта» (NFP) главной и единственной кандидатурой левых осталась Люси Касте. Доброжелательно поговорив о будущем с ней и ее группой поддержки, Эмманюэль Макрон, похоже, отмел ее кандидатуру. Вместе с госпожой Касте на министерские посты в правительстве претендовали представители левого блока — члены «Непокорившейся Франции» (LFI) и «зеленых» (EELV). Мало того, что это не радовало президента, все другие парламентские фракции, находящиеся в более правой части политического спектра, сочли бы это объявлением войны. Правительство с министрами LFI и EELV мгновенно получило бы вотум недоверия в парламенте.
Формировать такой кабинет и пытаться не стоило, если только не вознамериться преподать «Новому народному фронту» предметный урок: быть поскромнее и не кричать на каждом углу о своей победе.
Но левым очень хочется иметь своего премьера. Ради этого готовность пойти на уступки выразил даже лидер LFI Жан-Люк Меланшон. Его партия может отказаться от постов в правительстве, и в этом случае что мешает Эмманюэлю Макрону назначить премьером госпожу Касте? Или присутствие в кабинете соратников господина Меланшона — это только повод для отказа?
Однако большинство политиков центра и правого крыла напрочь отказались обсуждать назначение премьера от «Нового народного фронта». В добрую волю господина Меланшона не поверили ни центрист Франсуа Байру, ни Лоран Маканжели из «Горизонтов» ни Брюно Ретайо из «Республиканцев» (LR), ни, разумеется, лидер «Национального объединения» (RN) Марин Ле Пен. «Идея правительства “Нового национального фронта”, где не будет министра из “непокорившихся”, ничего не меняет,— заявила она.— В действительности в этом правительстве будут заправлять “Непокорившаяся Франция” и, соответственно, Жан-Люк Меланшон».
Пока же обозреватели и лидеры партий перебирают все ту же колоду кандидатов, где есть вездесущая, но непроходная Люси Касте, социалист Бернар Казнёв, правые Ксавье Бертран, Мишель Барнье, Жан-Луи Борлоо или Валери Пекресс.
Ищутся и новые варианты, к примеру молодой политик Карим Буамран, мэр города Сент-Уэна в департаменте Сена-Сен-Дени. Социалист, сын выходцев из Марокко, он принимал в Олимпийской деревне спортсменов со всего мира. Другой вопрос, должна ли вся Франция стать подобием слишком уж «мультикультурного» Сен-Дени. Сегодня президент Макрон завершит консультации встречей с президентом Сената Жераром Ларше и спикером Национальной ассамблеи Яэль Браун-Пиве.
Судя по просочившимся сведениям, переговоры во дворце не привели ни к какому ясному результату. Эмманюэлю Макрону не раз повторили что, во-первых, сотрудничать с левыми и левым правительством никто, кроме самих левых, не будет, а во-вторых, никто из правых не горит желанием в такое правительство войти и тем более возглавить это самоубийственное предприятие. От участия отказались и «Демократическое движение» (MoDem), и «Республиканцы» (а на них была большая надежда), и крайне правые, которых, впрочем, никто и не приглашал. Для основной части депутатского корпуса они остаются такими же «неприкасаемыми», как и команда Меланшона.
В этом не сомневались и сами представители «Национального объединения» Марин Ле Пен и Жордан Барделля, отправляясь сегодня во дворец не для переговоров, а скорее с визитом вежливости. Единственное, в чем они заверили президента, так это в том, что депутаты RN будут голосовать вместе с центристами и «Республиканцами» против правительства «Нового народного фронта». В определенном смысле это снимает с Эмманюэля Макрона любую ответственность за его несговорчивость по отношению к Люси Касте.
Как объясняют лидеры RN, их задача защищать в парламенте интересы тех 11 млн французов, которые за них проголосовали. Раз битва за Национальную ассамблею ими по сути проиграна, правым остается взывать к прямому народовластию путем организации референдумов и системы обхода парламента, блокированного неудачным делением на три ненавидящих друг друга блока примерно равной силы. Вся надежда «Национального объединения» на то, что год пробуксовки заставит Эмманюэля Макрона снова распустить парламент и тут-то партия Марин Ле Пен, как она верит, не упустит свой шанс.