«Германия вступает в драматический и непредсказуемый политический сезон»

Максим Юсин — о ситуации в стране после теракта в Золингене

На фестивале «Октоберфест» усилят меры безопасности. Власти решили пойти на этот шаг после теракта в Золингене 23 августа, заявил мэр Мюнхена Дитер Райтер. Канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил, что он шокирован нападением и обвинил радикальных исламистов в попытках помешать «мирному сосуществованию» жителей страны. Политик также анонсировал ужесточение правил ношения холодного оружия и активизацию работы по высылке из страны нелегальных мигрантов. Обозреватель “Ъ FM” Максим Юсин задумался о том, как этот теракт отразится на политической жизни Германии, где уже 1 сентября пройдут выборы в двух федеральных землях.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Теракт в городе Золинген на западе Германии произошел в самый неподходящий момент для канцлера Олафа Шольца и возглавляемой им правящей коалиции. Дело в том, что уже в воскресенье стартует политический сезон — одновременно в двух землях (Саксонии и Тюрингии) состоятся выборы в местные органы власти. И вот за неделю до этого из тихого, спокойного провинциального Золингена приходят жуткие новости: на празднике, посвященном дню рождения города, 26-летний мигрант из Сирии, исламский радикал, набросился на гуляющих людей и стал резать их. Три человека погибли на месте, еще восемь получили ранения.

«Мы все в шоке,— говорила мне на следующий день после трагедии знакомая, много лет живущая в Германии. — Мы проецируем эту ситуацию на себя. В моем городе через пару недель будет такой же праздник, как в Золингене. И среди нас точно так же живут тысячи беженцев из Сирии, Афганистана, Сомали. Власти принимают их с распростертыми объятиями. И получается, что все мы теперь живем как на минном поле».

Трагедия в Золингене, которая не сходит с первых полос газет, усиливает позиции антииммигрантской, крайне правой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), которая пока еще находится в политическом гетто.

Системные силы отказываются вступать с ней в коалицию даже на земельном уровне, не говоря уже о федеральном. И надо же так случиться, что именно сейчас для АдГ сложилась идеальная ситуация, чтобы из этого гетто вырваться. 1 сентября пройдут выборы в Саксонии и Тюрингии. И та, и другая земля — это Восточная Германия, бывшая ГДР, и настроения людей там заметно отличаются от общефедеральных. И в Саксонии, и в Тюрингии (в ней особенно) партия набирает гораздо больше голосов, чем в целом по стране. Еще до резни в Золингене опросы предсказывали ей уверенное первое место в Тюрингии, а в Саксонии АдГ боролась за лидерство с главной оппозиционной силой ФРГ — христианскими демократами.

Пикантность ситуации еще и в том, что в обеих землях на третьем месте уверенно идет еще одна несистемная сила — недавно созданный «Союз Сары Вагенкнехт», выступающий (как, к слову, и АдГ) против антироссийских санкций. А партии, входящие в нынешнюю правящую коалицию (и зеленые, и свободные демократы, и даже социал-демократы канцлера Шольца), рискуют вообще не преодолеть пятипроцентный барьер и не попасть в земельные парламенты.

То есть складывается парадоксальная ситуация. Чтобы федеральная земля не осталась вообще без правительства, христианским демократам придется заключать коалицию с одной из несистемных партий — либо со сторонниками Сары Вагенхнехт, либо, нарушив вообще все табу, с АдГ. В общем, Германия вступает в драматический и непредсказуемый новый политический сезон, кульминацией которого станут общефедеральные выборы осенью 2025 года. И будет поистине чудом, если по их результатам нынешняя правящая коалиция сохранит власть.

Фотогалерея

Нападение на фестивале в Германии

Смотреть

С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента