Миллиард на троих
Как кандидаты в президенты США собирают деньги
Президентская кампания в США, формально стартовавшая еще в 2022 году, оказалась перезапущена в конце июля, когда Джо Байден принял беспрецедентное решение о выходе из гонки всего за 3,5 месяца до выборов. А потому и по сбору средств эта предвыборная гонка оказалась не похожей ни на одну другую в истории США.
По данным Федеральной избирательной комиссии США (FEC), по состоянию на середину августа кандидаты в президенты собрали в общей сложности $1 млрд. Это деньги, полученные непосредственно штабами кандидатов. Лидером же по полученным средствам является Джо Байден — действующий президент, который уже не участвует в выборах.
Выходу Джо Байдена из президентской гонки предшествовали несколько месяцев внутрипартийных дрязг, вызванных неуверенностью многих сторонников действующего президента в том, что он в состоянии и дальше управлять страной. А провальное выступление 27 июня на дебатах с Дональдом Трампом только усилило эти опасения. При этом сам господин Байден до конца отказывался уходить. И это стало негативно сказываться на финансировании не только самого Джо Байдена, но и демократов в целом.
В Америке кандидаты в президенты получают деньги на проведение избирательных кампаний не только на счет собственного избирательного фонда, но и из сторонних фондов политической активности. Причем часть из подобных фондов никак не ограничена в объемах помощи кандидату.
Спонсоры демократов еще до выхода Байдена из гонки, перестав верить в успех действующего президента на предстоящих выборах, не только остановили перечисление пожертвований, но и заморозили уже выделенные средства. В результате Дональд Трамп, еще в начале года значительно уступавший по сборам своему конкуренту, во втором квартале собрал на $100 млн больше, чем Джо Байден. Предвыборная кампания республиканца (с учетом поступлений от сторонних фондов) получила от спонсоров $431,2 млн, в то время как штаб действующего президента — $333,4 млн. После провальных для господина Байдена дебатов ситуация с финансированием стала критической. В начале июля некоторые крупные доноры-демократы уведомили комитет по политической активности Future Forward — крупнейший фонд, поддерживающий Демократическую партию,— что взносы на сумму около $90 млн будут заморожены, пока кандидатом от партии на выборах будет числиться Джо Байден.
В результате отсутствие поддержки, как политической, так и финансовой, вынудило действующего президента объявить 21 июля о снятии своей кандидатуры с предстоящих выборов. Тогда же господин Байден предложил демократам выдвинуть на этот пост своего вице-президента Камалу Харрис. В итоге штаб Джо Байдена был экстренно был переименован в «Харрис в президенты», а оставшиеся на его счетах средства были переданы команде вступившего в гонку вице-президента.
Статус официального кандидата на пост президента США от Демократической партии Камала Харрис получила беспрепятственно (за нее свой голос отдали 99% делегатов).
А вот с деньгами от Джо Байдена все оказалось не так просто. Избирательный штаб Дональда Трампа посчитал этот жест уходящего президента нарушением закона и подал жалобу в Федеральную избирательную комиссию (FEC). В центре спора — $91,5 млн. Именно столько собранных средств осталось на руках у господина Байдена после всех трат на предвыборную кампанию. Получит их в итоге госпожа Харрис или нет — решать теперь FEC.
Затянувшийся выход из гонки Джо Байдена, безусловно, сказался на объеме средств, привлеченных демократами к середине августа. Но и без денег Джо Байдена с финансированием у штаба Камалы Харрис проблем возникнуть не должно. Уже через неделю после начала собственной избирательной кампании новоиспеченная кандидатка отчиталась, что ее штабу в рекордные сроки удалось собрать $200 млн пожертвований. Причем две трети средств поступило от тех, кто жертвует деньги демократам впервые, торжественно отмечала в соцсети X госпожа Харрис.
К середине августа непосредственно штаб Камалы Харрис собрал $285 млн, следует из отчета FEC. Это все еще меньше, чем успел собрать штаб Джо Байдена ($296,2 млн), но у того на это были месяцы, а у госпожи Харрис — месяц. К тому же привлеченные ею пожертвования значительно больше, чем у Дональда Трампа,— $221 млн.
Учет поступлений от сторонних политических фондов ведет независимая исследовательская организация OpenSecrets (ранее Center for Responsive Politics — CRP). По ее данным, по состоянию на 17 августа в пользу Дональда Трампа в общей сложности (и в избирательный штаб, и от внешних фондов) было пожертвовано $472,8 млн, а в поддержку Камалы Харрис — уже $497,5 млн.
Республиканцы последние 20 лет традиционно отличаются от демократов более скромными бюджетами предвыборных кампаний. Последним кандидатом в президенты от Республиканской партии, который сумел привлечь больше денег, чем его конкурент, был Джордж Буш-младший. Случилось это в 2000 году, когда его соперником по гонке был Альберт Гор. Но те выборы в принципе отличались от прежних. Как известно, победивший в итоге господин Буш набрал меньшее количество голосов избирателей (50 455 156), чем проигравший господин Гор (50 992 335). И это был всего четвертый такой случай в истории США. Более того, результаты выборов подводились в течение месяца из-за постоянных пересмотров и пересчетов голосов. Да и разница в голосах выборщиков между кандидатами оказалась ничтожно мала — всего в 5 (271 против 266).
С тех пор республиканцы неизменно уступали демократам по объемам сборов. В том числе и сам Джордж Буш-младший в 2004 году, соперничавший тогда с демократом Джоном Керри.
Примечательно, что в топ-10 по объему привлеченных средств в рамках нынешней избирательной кампании нет ни одного демократа, кроме господина Байдена и госпожи Харрис. Все остальные — выбывшие по ходу гонки республиканцы и независимый кандидат Роберт Кеннеди-младший. На прошлых выборах все было с точностью до наоборот — сплошь демократы и всего один республиканец — Дональд Трамп.
Пока что цифры сборов кандидатов весьма далеки от объемов пожертвований, которые наблюдались четыре года назад. Тогда общий объем собранных кандидатами средств, включая уже выбывших из гонки, составил $3,98 млрд. И это был абсолютный исторический рекорд. Для сравнения, на выборах 2016 года было собрано $1,5 млрд, на выборах 2012 года — $1,4 млрд, а на выборах 2008 года, которые долгое время оставались самыми урожайными по донорским средствам,— $1,8 млрд.
Но, как показывают предыдущие предвыборные циклы, основные сборы 2024 года еще впереди. С момента написания этой статьи до дня выборов оставалось 11 недель, а именно за 10 недель до выборов 2020 года Джо Байден, например, собрал около 60% от общего объема пожертвований. Время, чтобы если не побить рекорд, то хотя бы приблизиться к нему, у Камалы Харрис и Дональда Трампа еще есть.