Скрученный автопробег
Как продаются подержанные автомобили в России
В отличие от рынка новых авто, продажи машин с пробегом в России относительно стабильны. При этом серьезной проблемой остается отсутствие механизмов защиты потребителя от приобретения автомобиля со скрытыми дефектами, а также с фальшивыми показателями пробега.
Порядка 1,5 млн подержанных автомобилей в год ежегодно продаются в России со скрученным пробегом, подсчитала ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Исправить ситуацию призывают депутаты Госдумы, предлагая ввести уголовное наказание за скрученный пробег. С таким предложением официально выступил зампред комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный. «Скрученный пробег — это не просто мошенничество, а умышленное создание аварийных ситуаций на дороге. Если владелец неправильно оценивает изношенность машины, он рискует стать причиной смертельных ДТП со множеством жертв, подвергая опасности не только свою жизнь, но и окружающих»,— заявил депутат. Участники авторынка в целом инициативу поддерживают, считая, что в сфере продажи подержанных машин давно назрела необходимость законодательно наладить прозрачные механизмы защиты потребителей.
Стабильное движение
Рынок авто с пробегом в России традиционно в разы больше, чем рынок новых машин.
По данным аналитического агентства «Автостат», за первое полугодие 2024 года в России было продано 2,748 млн подержанных авто.
Это почти столько же (минус 0,2%), сколько было реализовано за такой же период прошлого года.
По итогам 2024 года продажи на вторичном рынке ожидаются на уровне 5,5–5,7 млн машин, что соответствует показателям 2023 года и примерно в четыре раза больше, чем прогнозируются продажи новых машин в 2024 году.
Заметное проседание на вторичном авторынке наблюдалось в 2022 году, когда из-за резкого ослабления притока новых автомобилей с первичного рынка продажи на вторичном упали на 18%, однако за последние два года они сумели отыграть падение. Хотя лучшим результатом для вторичного рынка был 2014 год, когда он перевалил за 6 млн и достиг 6,1 млн авто.
Инертность и консерватизм
Стабильным и даже инертным можно назвать вторичный авторынок и с точки зрения наиболее востребованных здесь марок и моделей. Самым высоким спросом здесь пользуются машины, которые уже давно сняты с производства. По данным «Автостата», по итогам первого полугодия 2024 года самой продаваемой моделью на вторичке стала Lada 2107 (62,7 тыс. регистраций) — знаменитая классическая «семерка», выпуск которой был остановлен 12 лет назад, в 2012 году. На втором месте идет Lada 2114 (59 тыс.), которая сошла с конвейера в последний раз в 2013 году. Третье место занимают уже более современные корейские модели — Kia Rio (55,7 тыс.) и Hyundai Solaris (54,3 тыс.). В десятку самых продаваемых входят иномарки Ford Focus, Toyota Corolla, Volkswagen Polo и отечественные Lada 2170, Lada 4х4, Lada 2190.
Среди брендов на вторичном авторынке с большим отрывом лидирует Lada (683 тыс. продаж за первое полугодие). Далее следуют Toyota, Kia, Hyundai, Nissan, Volkswagen. Причем если продажи Lada в этом году выросли на 15%, то популярные иномарки сдают позиции: продажи Toyota в первом полугодии сократились почти на 15%, Nissan — почти на 10%, Ford — на 13%.
Китайские бренды и модели, которые задают сейчас в России тон на первичных продажах, пока не играют значимой роли на вторичке. По оценкам «Автостата», доля китайских марок на рынке легковых автомобилей с пробегом в России пока остается на низком уровне (почти 3%).
Но она растет (год назад было около 2%) и со временем будет увеличиваться, поскольку «китайцы» доминируют в первичных продажах. Сейчас эксперты «Автостата» констатируют, что порядка 80% покупаемых жителями РФ подержанных китайских машин приходится на пять брендов — это Chery, Geely, Lifan, Haval и Great Wall. «Популярность таких брендов, как Lada, Toyota, Kia, Hyundai, Nissan, на российском рынке авто с пробегом обусловлена тем, что они хорошо продавались в прошлые годы, поэтому накопился обширный парк таких авто»,— рассуждает Ирина Франк, управляющий директор компании Frank Auto. По ее мнению, китайские бренды еще не накопили подобную массу, но со временем это произойдет. Хотя многие российские потребители, по ее наблюдениям, все еще испытывают недоверие к китайским автомобилям, считая их менее надежными по сравнению с привычными брендами.
Проблемы с прозрачностью
Традиционная проблема российского вторичного авторынка — его непрозрачность. Если на первичном авторынке действуют жесткие механизмы защиты потребителя, то продажи подержанных машин все еще похожи на стихийный базар, где для покупателя велики риски, что ему подсунут некачественный и дефектный товар. Сейчас только 10–15% подержанных авто в России продаются через дилерские салоны, в то время как в развитых странах этот показатель превышает 50–60%.
Хотя позитивные подвижки есть: с 1 апреля этого года в России наконец отменили двойной НДС при продаже подержанных машин юридическими лицами. Ранее автодилеры должны были платить НДС один раз при покупке авто у частного лица, а второй раз при его перепродаже частному собственнику, что ставило их в невыгодное положение.
Как избежать мошенников
Обращайтесь к квалифицированным специалистам, которые профессионально занимаются подбором автомобилей. Такой человек или компания сможет проверить не только состояние кузова и техническую часть, но и юридическую чистоту автомобиля. При этом, чтобы не попасться на уловки мошенников, стоит выбирать тех специалистов, которые действительно обладают хорошей репутацией. Кроме того, никогда не лишней будет самостоятельная проверка автомобиля с помощью доступных ресурсов: например, «Автотекой» или отчетами «Авто.ру».
Также записи в электронных документах делают не только специалисты пунктов технического обслуживания, но и сотрудники детейлинг-центров. На премиальные бренды всегда тяжело найти запчасти, а также профессиональных специалистов, способных качественно выполнить обслуживание. Если говорить про китайские марки, которые официально представлены в России, то запчасти найти можно, хотя это и может занять какое-то время. В случае с европейскими марками ситуация другая — есть огромные сложности с обслуживанием трех-пятилетних автомобилей. Например, для Mercedes в России нет диагностического оборудования — то есть вы не сможете прописать блок после замены или ремонта и даже изготовить дубликат ключа в случае его утери. Проще и дешевле обслуживать автомобиль бюджетного сегмента. Благодаря их массовости всегда в наличии есть и будут на них запчасти и сервисы, которые готовы ими заниматься.
В целом же, ввиду постоянного роста цен на новые автомобили, продолжают расти цены на автомобили с пробегом. Учитывая, что владельцы сейчас не торопятся менять автомобили, срок владения продлевается, а значит, и предложение на вторичном рынке остается на том же уровне, что и несколько лет назад. Сдерживающим фактором для многих покупателей является непредсказуемость рынка. Пока владелец будет продавать свой автомобиль, тот автомобиль, который он планирует купить, может подорожать на 20–30%. Поэтому, несмотря на то что вторичный рынок существует, хороший автомобиль будет в дефиците еще ближайшие пару лет.
Навести порядок на вторичном авторынке могло бы помочь и упомянутое выше введение уголовного наказания за скрученный пробег. Такая мера, например, давно действует в Японии, в результате чего покупатель с японского аукциона может быть уверен, что у предлагаемых там машин пробег заявлен честно. В среднем ежегодно покупатели автомобилей со скрученным пробегом терпят издержки из-за поломок или ДТП в размере более 525 млрд руб., подсчитал Валерий Антюфьев, руководитель отдела оценки колесной техники ГК «Альфа-Лизинг». По его словам, на вторичном авторынке России доля автомобилей со скрученным пробегом, по разным данным, составляет от 30% до 50%. Инициатива легализовать санкции в отношении продавцов, корректирующих показания одометра, на его взгляд, целесообразна. Так как подобные действия, по его мнению, не только мешают созданию прозрачного авторынка России, но и повышают аварийность на проезжих частях страны.
«Я сам не раз убеждался, что даже официальные дилеры, взявшие автомобиль в трейд-ин, спешат скорее продать его с измененными данными. В связи с этим считаю, что за такого рода нарушения виновники должны нести серьезное наказание, и чем оно строже, тем лучше. Ведь в конце концов мотор с малой мощностью или расходом масла еще можно пережить, а вот опасность от изношенной тормозной системы и проблем с рулевым управлением избежать сложно. И такие автомобили становятся виновниками сложных ДТП с человеческими жертвами»,— соглашается Андрей Севастьянов, руководитель профессиональной автогоночной команды B-Tuning.
Хотя с реализацией на практике новых норм контроля за пробегом авто могут быть проблемы. «Идея отличная, но доказать, кто именно скрутил пробег, будет сложно»,— предупреждает Александр Евдокимов, руководитель направления автомобилей с пробегом компании «Автоспот». И все же, на его взгляд, механизмы контроля за пробегом подержанного автомобиля можно найти. Например, помимо государственных надзорных органов, он предлагает в обязательном порядке привлекать других участников авторынка. Например, обязать страховщиков при оформлении полисов ОСАГО или каско фиксировать пробег автомобиля, занося эти данные в специальную базу.
«Для доказательства вины продавца можно использовать различные методы, включая экспертную оценку реального пробега на основе состояния автомобиля, проверку истории обслуживания и ремонтных работ, а также анализ данных с диагностических приборов. Также можно использовать цифровые решения, такие как блокчейн, для прозрачного отслеживания пробега автомобиля»,— рассуждает Александр Стрельников, руководитель транспортной компании RusTransChina. По мнению эксперта, повышению прозрачности рынка могло бы помочь, например, развитие специальных сертифицированных сервисов по проверке юридической чистоты, технического состояния и реального пробега подержанных машин и развитие независимых экспертных служб, которые могут предоставить объективную оценку состояния автомобиля.
«Нужно комплексно подходить к мерам, способным превратить рынок автомобилей с пробегом в России в более цивилизованный. Например, создать единый удобный ресурс для проверки истории автомобилей по VIN-коду»,— предлагает Ирина Франк. Такой сервис, по ее мнению, может предоставлять информацию о предыдущих владельцах, ДТП, залогах и угонах. Она предлагает разработать и внедрить стандарты по проведению технического осмотра и оформлению отчетов о состоянии автомобиля.
Даешь шесть миллионов
Даже с учетом названных проблем объемы российского вторичного авторынка в ближайшее время продолжат расти. Не исключено, что скоро он сможет приблизиться к шестимиллионному показателю, прогнозируют эксперты. Особенно если цены на новые машины продолжат расти. «В целом рынок авто с пробегом в России на данный момент чувствует себя уверенно»,— констатирует Александр Евдокимов. На его взгляд, при условии возможного повышения утильсбора на новые машины часть клиентов, которые рассматривали варианты покупки новых машин, могут обратить внимание на автомобили с пробегом по причине их более низкой цены.
«Ситуация на вторичном рынке будет зависеть от волатильности сегмента новых авто. Например, если цены в последнем увеличатся из-за роста утилизационного сбора, спрос на автомобили с пробегом возрастет»,— говорит Валерий Антюфьев. По его наблюдениям, обычно цены на вторичке увеличиваются в течение двух месяцев после обновления цен на новые автомобили. По его мнению, на возможности физических лиц и компаний обновлять имеющийся транспорт еще будет влиять размер ключевой ставки ЦБ, поскольку от нее зависит стоимость кредитов и лизинговых договоров.
Сегодня тем, кто ищет авто с пробегом, специалисты советуют обращать внимание в первую очередь на распространенные модели. «Если ищете машину здесь и сейчас, чтобы не остаться без запчастей или не ждать их доставку месяцами, выбирайте популярные модели. Например, подержанные Hyundai Solaris и Kia Rio, которые до кризиса были в топе предпочтений в России, и сейчас идеальный вариант для покупки»,— советует Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат». На его взгляд, если найти автомобили этих марок возрастом 5–7 лет в хорошем состоянии, их стоит купить. У них недорогое обслуживание. Даже если на них не будет оригинальных запчастей, китайскими аналогами можно заменить очень многое и ремонт сам по себе несложный.
Как правильно выбрать авто с пробегом этой осенью
Покупка автомобиля на вторичном рынке — весьма увлекательный, но и рискованный процесс. Покупателю нужно прежде всего определить собственный бюджет: записать сумму, которую он готов потратить на покупку, учитывая не только цену автомобиля, но и дополнительные расходы, связанные со страхованием и возможным ремонтом.
Далее следует тщательно изучить рынок: ознакомиться с ценами на автомобили и определить среднюю для выбранной модели — в этом помогут популярные платформы продажи авто.
Чтобы проверить историю машины, можно использовать специальные сервисы, которые предоставляют информацию о предыдущих авариях, пробеге и прочих важных моментах.
При осмотре автомобиля важно обратить внимание на состояние кузова, салона и технических элементов, а также проверить соответствие VIN-номера, наличие ржавчины, царапин, вмятин и других повреждений. У продавца должны быть все необходимые документы, включая ПТС, свидетельство о регистрации и сервисную книжку.
Никогда не покупайте автомобиль без предварительной поездки. В ходе тест-драйва обратите внимание на работу двигателя, трансмиссии, тормозов и других систем. Если есть возможность, проконсультируйтесь с механиком или воспользуйтесь услугами автоэксперта для более детальной проверки состояния автомобиля.
Не останавливайтесь на первом предложении, а сравните несколько автомобилей, чтобы выбрать наилучший вариант. Постарайтесь не принимать решение в спешке: перед покупкой лучше тщательно взвесить все «за» и «против».
Не стесняйтесь торговаться, если обнаружите недостатки или предстоящие расходы на ремонт — это станет аргументом для снижения цены. Также стоит иметь в виду, что на вторичном авторынке России есть ряд марок и моделей, которые обслуживаются сложнее и дороже других. Здесь действует правило: чем сложнее устройство и концепция машины, тем больше мастеру предстоит с ней повозиться. Кроме того, существуют проблемы с высокой ценой запчастей и недостаточной распространенностью марки в стране. Это касается, к примеру, автомобилей Jaguar и Mini.
Что касается высокой остаточной стоимости, то здесь можно отметить автомобили Toyota, Honda, Kia и Nissan, известные своей надежностью, что делает их популярными на вторичном рынке. А вот низкая остаточная стоимость характерна для многих автомобилей премиум-класса, поскольку люксовые модели сильно теряют в цене сразу после выезда из салона — покупателей отпугивает высокая цена обслуживания таких машин.
«Для того чтобы грамотно выбрать автомобиль с пробегом, стоит придерживаться нескольких советов: в нынешней обстановке лучше отдать предпочтение автомобилям отечественных и азиатских брендов, проверять на наличие запчастей к конкретной марке машины, узнать ликвидность модели и проверить VIN-номер автомобиля на наличие аварий и угона»,— советует со своей стороны Александр Приходько, директор по развитию сети авторемонтных мастерских «КарданБаланс».
По мнению экспертов, приобретение автомобиля с пробегом в России этой осенью связано с рисками. «Покупка подержанного авто — всегда риск, даже при идеальной сервисной истории и положительных результатах диагностики всегда может оказаться скрытый дефект, о котором не знает даже сам владелец, либо какой-то узел или деталь могут находиться на пределе своего ресурса»,— предупреждает Дарья Сапунова, директор по маркетингу компании «Мир-Дистрибьютор» (импорт автомобилей). По ее словам, определенная страховка — приобретение подержанного автомобиля у официального дилера, который дает хоть какую-то гарантию на подержанную машину. Но и в этом случае, на ее взгляд, покупка автомобиля с пробегом — лотерея.