Безотходные устремления

Промышленность Сибири генерирует слишком много ненужного

Сибирские регионы сегодня лидируют в России по образованию промышленных отходов, как по общим объемам, так и по темпам роста. Среди них — Кузбасс — выступает абсолютным лидером с годовым показателем более 4 млрд т. В целом в России за десять лет объемы отходов угольного, металлургического, химического и других видов производств выросли вдвое. Несмотря на все усилия промышленников по внедрению современных способов утилизации отходов и попыток их переработки в высокомаржинальную продукцию, увеличение образования отходов продолжается. Эксперты отмечают необходимость господдержки в виде компенсации инвестиционных затрат и налоговых льгот для предприятий, внедряющих переработку своих или сторонних отходов, а также системы штрафов, размер которых будет реально компенсировать нанесенный экологический ущерб.

Добыча угля создает рекордный объем промышленных отходов в Кузбассе, а сжигание угля на тепловых электростанциях Сибири — более 13 млн т золошлаковых отходов в год

Фото: Сергей Гавриленко, Коммерсантъ

Политический приоритет

Рост образования промышленных отходов является серьезной проблемой для всей России и для Сибири в особенности. Безоговорочное первенство в этом направлении у Кузбасса с годовым объемом промотходов в 4,08 млрд т (по результатам 2023 года при общероссийском показателе в 9,28 млрд т. В лидерах по России также такие субъекты Сибирского федерального округа (СФО), как Красноярский край (548,6 млн т), Хакасия (393 млн т), Иркутская (306,3 млн т) и Новосибирская (193,3 млн т) области. Из регионов за пределами СФО одним из лидеров по этому показателю выступает Якутия (860,4 млн т). За прошлый год прибавилось в сравнении с 2022 годом 40 млн т промышленных отходов в Кузбассе и 6,5 млн т в Новосибирской области, но на 40 млн т уменьшилось в Красноярском крае, на 39 млн т в Иркутской области и на 20 млн т в Хакасии.

Председатель исполкома Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Геннадий Гусельников отмечает, что образование отходов производства в России в целом за десять лет выросло «более чем в два раза» и, соответственно, также увеличились площади их захоронения. На пленарном заседании Всероссийского экологического форума (проходил в мае в Кузбассе) он заявил, что такой рост «является внутренней угрозой», так как увеличение площади полигонов для отходов ведет к росту выбросов углекислоты в атмосферу и изменениям климата. В Сибири, по его данным, каждый год образуется более 13 млн т продуктов сжигания угля при производстве тепла и электроэнергии, большинство золоотвалов находится уже на высоком уровне заполняемости, ежегодно их площадь увеличивается на 400 га, а строительство новых вести уже сложно. Поэтому обращение с отходами, по оценке Геннадия Гусельникова, находится в приоритете экологической политики в округе. А по мнению главы Хакасии Валентина Коновалова, «снижение негативного воздействия объектов угольной генерации на окружающую среду» является «стратегической задачей» экологической политики. Оно должно происходить, в частности, за счет переработки таких отходов угольной энергетики, как золошлаки, их использования в различных отраслях экономики, заявил он на Всероссийском экофоруме.

Проблема угольных золошлаков имеет значительный масштаб: их, по данным заместителя директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Георгия Попова, в регионах СФО уже накоплено более 500 млн т. Площади и объемы золоотвалов растут, а часть из них оказались в районах жилой застройки. Это вызывает особую озабоченность, кроме того, выделение дополнительных площадей при переполнении таких отвалов сопряжено с большими трудностями и высокими затратами. При этом у золошлаковых отходов есть высокий потенциал для использования в строительной и цементной отраслях. Между тем, согласно комплексному плану по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов от 2022 года, как указал Георгий Попов, доля утилизируемых золошлаков на угольных электростанциях должна увеличиться до 15% в 2024 году и до 50% в 2035.

Движение к переработке

Кузбасс с годовым объемом образования отходов производства и потребления более 4 млрд т является рекордсменом в России. Однако, по данным областного министра экологии и природных ресурсов Олега Ивлева, из всего объема отходов 99% приходится на вскрышную породу в угледобыче, которая извлекается и складируется для получения доступа к угольным пластам. В то же время в регионе накоплены «большие объемы отходов металлургии, коксохимии и энергетики, что делает актуальной задачу развития отрасли по переработке отходов и вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственную деятельность». На Всероссийском экофоруме он отметил, что специализированные кузбасские предприятия перерабатывают более 600 наименований отходов. Это — огнеупорный лом с металлургических предприятий как Кузбасса, так и из-за его пределов, жидкие отходы коксохимического производства, отходы строительства, крупногабаритные шины, которых при добыче угля образуется в Кузбассе около 60 тыс. т в год. Последних подвергается утилизации пока только 70%. Одно из таких предприятий по их переработке — ООО «Вторичные ресурсы Сибири» — в 2022 году начало работу в Новокузнецке, и в качестве меры его поддержки для более быстрого и беспроблемного завоза шин власти Кузбасса планируют построить к нему отдельную автодорогу, торги по контракту на ее строительство запланированы на конец августа.

Строительных отходов при сносе и реконструкции зданий образуется только в Кузбассе 400 тыс. т ежегодно. Организация их переработки может помочь сэкономить природные ресурсы и вовлечь в оборот большой объем материалов для строительства. Как сообщил на форуме операционный руководитель проектов московского ООО «Риир инвест» Ромуалдас Янушкявичюс, ООО «Центр рециклинга» («дочка» «Риир инвеста») за четыре года работы в Кемерове переработало 470 тыс. т строительных отходов и отправило их на повторное применение в виде вторичного щебня, песчано-щебеночной смеси, изоляционного грунта и металла.

Для Кузбасса актуальна и утилизация золошлаковых отходов, которых образуется в регионе ежегодно 2,5 млн т, в основном на тепловых электростанциях Сибирской генерирующей компании (СГК). По данным Олега Ивлева, накопленные золошлаковые отходы используются при ликвидации отвалов закрытых шахт и других предприятий горнодобычи, в частности, в 2025 году СГК планирует использовать отходы для рекультивации бывшего карьера песчано-гравийной смеси «Северный». Кроме того, золошлаковые отходы с угольных электростанций для рекультивационных работ используют в Кузбассе шахта «Алардинская» и угольная компания «Южный Кузбасс».

В 2022 году был запущен проект глубокой переработки отходов углеобогащения и золошлаковых материалов, на который, по данным заместителя директора по внедренческим проектам научно-образовательного центра «Кузбасс-Донбасс» Натальи Петрик, было выделено 105 млн руб. В прошлом году НОЦ, иркутское ООО НПО «Спирит» и СГК изготовили в рамках этого проекта установку по переработке золошлаков по гравитационно-магнитной технологии с получением новых видов продукции. Она прошла испытания на углеобогатительной фабрике ЦОФ «Кузбасская» компании «Южный Кузбасс» и на Кемеровской ГРЭС СГК. Планируется испытание более мощных установок на АО «Евраз ЗСМК» и в «Южном Кузбассе».

По данным директора СГК по реализации золошлаковых материалов (ЗШМ) Петра Санькова, которые он привел на Всероссийском экофоруме, опытно-промышленные испытания установки показали, что она позволяет разделять отходы на фракции и получать несколько видов материалов. В частности, железосодержащий концентрат, легкую фракцию золы-уноса, алюмосиликатный и шлаковый песок, материал для изготовления бетона и остатки угля (недожог). Но высокомаржинальных продуктов удалось получить немного, «и пока неясно, насколько они приемлемого качества», отметил он. Аналогичную работу по испытанию технологии переработки золошлаковых отходов проводят и на угольной электростанции Сибирского химкомбината «Росатома» в Томской области. По данным директора северского филиала АО «Росатом инфраструктурные решения» Сергея Петрова, модульный комплекс переработки золошлаковых материалов на Северской ТЭЦ также позволяет получать из отходов сжигания угля шлаковые щебень и песок, концентрат магнитной фракции с высокой долей железа, алюмосиликатные микросферы, угольный недожог для повторного сжигания и зольную составляющую. По его оценке, для развития такого направления утилизации золошлаковых отходов нужна господдержка в виде налоговых льгот и субсидирования инвестиционных затрат на утилизацию отходов и транспортировку полученных затем продуктов.

Петр Саньков назвал наиболее востребованной на рынке продуктов, получаемых из отходов сжигания угля, золу-уноса. Ее активно потребляют производители строительных материалов: цемента, бетона, сухих строительных смесей, битумных мастик и др. Она также выступает в качестве компонента комплексного минерального вяжущего и щебеночно-гравийных смесей в дорожном строительстве и ремонтах. Общий объем золы-уноса на электростанциях Кузбасса составляет 1,2 млн т, и такого объема производителям цемента, бетона, сухих строительных смесей и других стройматериалов пока, очевидно, не нужно, констатировал Петр Саньков. При этом в России есть пример массового применения каменноугольных шлаков с электростанций — в Свердловской области. Там объем потребления составляет около 500 тыс. т в год. Он напомнил также, что в составе золы-уноса есть легкая фракция, или микросферы, мелкодисперсный, сыпучий порошок из полых тонкостенных частиц сферической формы, алюмосиликатного состава диаметром в несколько десятков или сотен микрон. Он используется в нефтедобыче, в литейном деле, в производстве огнеупорных и лакокрасочных материалов, легких бетонов. Но его образуется немного — 2,3 тыс. т в год, «это самая дорогая фракция, до 60 тыс. рублей за тонну может доходить цена на этот продукт, его объем востребован полностью».

Стандарты применения и нормативы выбросов

В этом году СГК и Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ» завершают разработку предварительного национального стандарта применения золошлаковых материалов в дорожном строительстве, в четвертом квартале 2024 года планируется завершить подготовку этого стандарта. Но и без такой переработки ЗШМ и зола-уноса могут использоваться в дорожном строительстве сразу по нескольким направлениям: зола-уноса в качестве компонента для производства минерального вяжущего, в качестве активной и инертной добавки при приготовлении цементобетонной смеси и как минеральный порошок при приготовлении асфальтобетонной смеси, золошлаковые материалы — при обустройстве земляного полотна и в составе щебеночно-песчаных смесей. По данным Петра Санькова, по договоренности с Федеральным дорожным агентством в будущем году будут поставки ЗШМ на строительство Восточного обхода Новосибирска, а в Кузбассе планируется опытное использование 4 тыс. т шлакового песка на строительстве новой автодороги Шарап — Восточный.

Пока это планы утилизации большого объема накопленных и продолжающих накапливаться золошлаковых отходов. На этом фоне эксперт комитета Госдумы по энергетике, директор по направлению ССЗШУ новосибирского ООО «КОТЭС инжиниринг» Андрей Калачев высказывается за изменение самих подходов к развитию угольной энергетики и экологической политики в целом. В первом случае требует преодоления отсталость государственной технологической политики в сфере угольной энергетики: существующие нормативы выбросов в атмосферу для станций в России выше аналогичных в Китае и ЕС по золе в 30-50 раз, по окислам серы — в 20-40 раз, по окислам азота — в 6-13 раз. Они выше даже нормативов соседнего Казахстана.

В случае экологической политики, по оценке Андрея Калачева, необходимо увеличение бюджетных расходов, ведь в развитых странах они составляют 7-12% бюджетных трат, для России это означает рост до 2,5-4 трлн руб. против прошлогодних 347 млрд руб. расходов федерального бюджета. А решение проблем по выбросам в атмосферу может добавить до одного процента роста ВВП в год, по водным сбросам — до полутора процентов, по размещению отходов — до 2,5% ВВП в год, сообщил на форуме эксперт. Новая экологическая политика должна сделать экологию экономической категорией, а государству отвести роль главного выгодоприобретателя от решения экологических проблем. При этом экологические штрафы за ущерб, по его мнению, должны быть выше стоимости ликвидации этого ущерба, а платежи за ненормативные выбросы — выше расходов на их утилизацию.

Игорь Лавренков, Кемерово

Вся лента