Химия течет на Дальний Восток
Как меняется производственный сектор в регионе
Полномасштабный разворот российских экспортеров на азиатские рынки после закрытия рынков Европы и США дал дополнительный стимул для развития на Дальнем Востоке химической промышленности. После 2026 года в макрорегионе планируется запустить как минимум два масштабных проекта — Амурский газохимический комплекс СИБУРа и Находкинский завод минеральных удобрений. Эксперты полагают, что их продукция будет востребована как за рубежом, так и на внутреннем рынке.
Развитие газохимических производств является одной из целей стратегии по развитию Дальнего Востока до 2035 года. Как отмечается в документах, создание производств по переработке газа и газохимических предприятий является отличительной особенностью формирования единой системы газоснабжения в макрорегионе. Это связано с богатым компонентным составом газом восточных месторождений.
При этом пока химический сектор на Дальнем Востоке фактически отсутствует. Как отмечает руководитель направления консалтинга Neft Research Александр Котов, вся российская нефте- и газохимия заканчивается в Иркутской области, где в советское время были построены два взаимосвязанных предприятия: Ангарский завод полимеров (принадлежит «Роснефти») и «Саянскхимпласт» (под контролем бизнесмена Виктора Круглова). Первое из них специализируется на производстве полиэтилена низкой плотности и полистирола, а также бензола и пропилена, второе выпускает поливинилхлорид и каустик.
Помимо этого, в Иркутской области действует относительно небольшое производство удобрений на площадке Ангарского азотно-тукового завода (входит в подконтрольную Роману Троценко группу «Азот»). Общая мощность производства — 300 тыс. тонн, основной продукт — аммиачная селитра.
Несмотря на отсутствие крупных производств, в Дальневосточном регионе активно развивается переработка пластиков. В 2023 году этот показатель вырос на 14%, до 37 тыс. тонн базовых полимеров при среднероссийском уровне 9%. Как отмечает глава информационно-аналитического центра Rupec Дмитрий Семягин, такая динамика связана, с одной стороны, с низкой базой, а с другой — с действием стимулирующих программ по развитию производственных мощностей.
Больше половины (53%) из общего объема производства готовых изделий из пластмасс пришлось на пластиковые трубы. Следующий сегмент — это гибкая упаковка (19% от общего объема готовых изделий из пластмасс). Но основной прирост в переработке полимеров был обеспечен за счет производства труб. В 2023 году оно росло в макрорегионе быстрее, чем в среднем по стране. Прирост составил 33% относительно результатов 2022-го.
Объем мощностей производства пластиковых труб в ДФО один из наименьших среди федеральных округов (меньше только в СКФО). В 2023 году на Дальний Восток приходилось всего 2% всех российских трубных мощностей (20,5 тыс. тонн в год). И на ближайшее время заявлен только один проект — на территории опережающего развития «Хабаровск» (на 3 тыс. тонн в год). В целом мощности производства труб существенно зависят от численности населения, так как производства полимерных труб в первую очередь обслуживают местный рынок. Этим и объясняется такой низкий объем мощностей, говорит господин Семягин.
Тем не менее, отмечает он, в ДФО имеется большой потенциал роста потребления полимеров. Пока в среднем здесь сейчас потребляется 4,7 кг базовых полимеров в год на человека, тогда как в целом по России этот показатель составляет 30 кг. Во многом это связано с высокими поставками импортной готовой продукции. Поэтому за счет замещения импорта готовых изделий возможен рост.
Во-вторых, по мнению эксперта, в крупнейшем сегменте — производстве полимерных труб — рост возможен даже при имеющихся мощностях, но, вероятнее всего, здесь можно ожидать и новых проектов. Из-за существенного износа коммуникаций ЖКХ ожидается их масштабный ремонт. Основным драйвером станет госпрограмма модернизации ЖКХ.
В-третьих, потенциально здесь возможен и рост за счет новых перерабатывающих производств, которые будут ориентироваться на рынки географических соседей: внутренний в соседних регионах, внешний в том же Казахстане.
В частности, речь идет о строительстве на Дальнем Востоке крупнейшего в России комплекса по производству полиолефинов — Амурского газохимического комплекса (АГХК) СИБУРа — и Находкинского завода минеральных удобрений. Реализация первого из них, включая строительство и пусконаладочные работы, должна завершиться в 2027-м, второй планируется запустить в конце 2025 — начале 2026 годов.
Производственная мощность АГКХ стоимостью более $10 млрд составит 2,7 млн тонн готовой продукции в год (2,3 млн тонн полиэтилена и 400 тыс. тонн полипропилена). Партнером СИБУРа, который владеет 60% в проекте, является китайская Sinopec (40%), что делает КНР ключевым рынком сбыта готовой продукции. Помимо этого, новый завод будет покрывать рынок Дальнего Востока и Сибири. Завод технологически связан с Амурским газоперерабатывающим заводом «Газпрома», где ведется подготовка сырья для поставок по магистральному трубопроводу «Сила Сибири» в Китай. На комплекс СИБУРа с ГПЗ будет поступать 2,4 млн тонн этана, 0,7 млн тонн пропана и 0,4 млн тонн бутана.
Поначалу предполагалось, что заниматься строительством АГХК будут европейские компании, в том числе немецкая Linde и итальянская Technimont. Часть оборудования уже была изготовлена, но в 2022 году компании вышли из проекта. Это вынудило СИБУР и Sinopec формировать новую техническую и контрактную схему по заводу, искать новых лицензиаров по установкам полиэтилена и полипропилена и подрядчиков, а также менять схему финансирования. Сейчас целевая структура инвестиций проекта состоит на 70% из кредитных средств и на 30% — из вложений акционеров. При этом бюджет Амурского ГХК вырос из-за сдвига сроков запуска, инфляции и перепроектирования завода, но, как уверял глава СИБУРа Михаил Карисалов, подорожание было незначительным. На текущий момент строительство завершено на 47%. По итогам 2024 года ожидается прогресс более чем до 60%.
По мнению Александра Котова, с точки зрения логистики проект расположен удачно: рядом находятся дальневосточные порты, обладающие довольно большой мощностью по перевалке контейнерных грузов (полимеры преимущественно поставляются на экспорт именно в контейнерах). Эксперты отмечают, что продукция АГХК будет востребована на азиатских рынках, где потребление пластиков продолжает расти.
Помимо комплекса СИБУРа, на Дальнем Востоке наиболее проработанным новым проектом по глубокой переработке газа является Находкинский завод минеральных удобрений (НЗМУ). Предприятие является якорным резидентом территории опережающего развития «Находка». Возведение первой очереди мощностью 1,8 млн тонн метанола в год началось в сентябре 2021 года. Ее запуск намечен на конец 2025 — начало 2026 годов. В рамках второй очереди предполагается строительство комплекса по выпуску 3 млн тонн наиболее востребованного азотного удобрения — карбамида. Объем частных инвестиций запланирован в размере 445 млрд руб.
Сырье на завод будет поступать с сахалинских месторождений по трубопроводной сети «Газпрома». НЗМУ уже подписал с монополией контракт на закупку 3,15 млрд кубометров газа в год. Готовый метанол по другой трубе будет отправляться в специальные танкеры и далее морским транспортом — конечным потребителям. В 2023 году НЗМУ приступил к созданию терминала для отгрузки продукции на экспорт. «Пока наш основной рынок сбыта — Азиатско-Тихоокеанский регион. Индия, КНР, Латинская Америка. При этом все чаще наша продукция вызывает интерес и в России. Запуск НЗМУ даст мощный импульс развитию целой отрасли»,— отмечали в химической компании. Нина Адамова из ЦЭП Газпромбанка полагает, что карбамид с нового дальневосточного завода действительно может быть востребован на внутреннем рынке. Потребителями могут стать российские аграрии, выращивающие в макрорегионе сою.
По мнению экспертов, учитывая высокую экспортную конкурентоспособность проекта, строительство НЗМУ — важный тренд развития экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также значительный вклад в экономику Дальневосточного региона.
Также планы по строительству на Дальнем Востоке завода по производству метанола были у группы ЕСН Григория Березкина. Его мощность планировалась на уровне 1 млн тонн с возможным расширением вдвое. Партнером российского инвестора по проекту в Сковородино должна была стать японская Marubeni. Компания даже законтрактовала 500 тыс. тонн в год с поставкой в течение 20 лет. Запуск планировался на 2024 год, затем был сдвинут еще на год, но строительство до сих пор не началось. На рынке сомневаются, что проект будет завершен в ближайшей перспективе. Александр Котов отмечает, что его реализация осложнена как санкционными ограничениями на поставку необходимого оборудования, так и не до конца решенными проблемами сырьевого обеспечения.